Правки – неотъемлемая часть творческого процесса и, к сожалению, подрядчиков с тонкой душевной организацией они загоняют в депрессию, заставляя сомневаться в собственной профпригодности.
«Клиенту ничего не нравится», «Заказчик придирается и не знает, чего хочет», «Отношения с клиентом сошли на нет и я не хочу с ним работать».
Давайте выдохнем и уясним одну простую вещь? Правки — это нормально.
Если вникнуть в саму суть фриланса и предпринимательства, то мы поймем, что вы – специалист, который нужен клиенту для решения его бизнес-задач. Точка.
Все остальное – это пространственные суждения о том, каким в идеале должен быть проект и что заказчик должен доверять любому вашему решению. А ведь это — отнюдь не так.
Заказчик имеет право сомневаться в ваших решениях. Может предлагать даже самые ужасные визуальные варианты и его не должно волновать, рушится ли из-за этого концепция, которую вы так долго формировали для него. Заказчик тоже хочет чувствовать свое непосредственное участие в проекте и его можно понять.
Это все здорово, но как не выходить из себя и перестать ненавидеть весь мир и клиента за огромное количество корректировок в проекте?
Во-первых, необходимо правильным образом выстроить коммуникацию перед началом проекта. Все договоренности по количеству итераций правок должны быть оговорены заранее и задокументированы в договоре. Если количество вносимых изменений превышает оговоренную величину, то мы указываем сумму каждой последующей правки. Клиент должен осознавать, что общий бюджет проекта складывается не только из вашего труда и уровня экспертности в вопросе, но из количества корректировок, которые он будет вносить в проект.
Вам придется быть вполне конкретными и дотошными в этом вопросе и проговорить с клиентом, что такое итерация правок и что конкретно подразумевается под этим понятием. Даже если вас уверяют, что все предельно понятно, вы обязаны тактично проговорить этот момент, во избежание дальнейших возможных недоразумений. А далее, занести все в договор и дать ему на подпись.
Это дает заказчику понимание, что вы специалист, который ценит свое время. В идеале, ваша совместная деятельность должна превратиться в партнерство. Плодотворное и приятное, которое принесет хорошую работу в портфолио, а клиенту – прекрасную работу, сделанную от души. Это отличный способ, но он работает не всегда. Особенно это касается проектов с крупными компаниями, где окончательные решения принимает совет директоров, который вы даже в глаза не видели.
Бывают ситуации, когда в последний момент вы получаете тонну неожиданных правок от директоров компании, в которых проснулись творческие личности и хотят немного «причесать» проект перед запуском.В таком случае, настоятельно рекомендую добавить в договор следующие 2 пункта, которые обезопасят вас от неожиданностей. Можно скопировать эти пункты отсюда и вносить себе в договор:
«Решения, утвержденные на предыдущих этапах, не могут подвергаться значительным корректировкам, только если они кардинально не влияют на проект».
«В случае, если на поздних этапах проекта, возникнут значительные корректировки, которые кардинально влияют на проект, то к общей стоимости добавляется такая-то сумма».
Чувствуете этот беспощадный язык бюрократии, полный тавтологии и подробного объяснения всем понятных вещей? На самом деле, это язык вашего спокойствия и крепких нервов. Это должно проговариваться именно так – тактично, без эмоций и красиво.
Есть еще один лайфхак, который я применяю всегда и во всех своих проектах и он, пожалуй, работает лучше всего. А главное – он органический. Я просто убеждаю клиента в своей экспертности настолько, чтобы у него не возникло мысли что-то пытаться поменять. Согласитесь, если вы убеждены, что с вами работает компетентный специалист, который подкрепляет свои решения не фразами «я дизайнер, я так вижу», а аргументами. Именно они лучше всего расскажут о задачах бизнеса и вы сами не захотите ничего менять, потому что главная задача все-таки выполняется. Главное – правильно донести это до клиента.
Эти рекомендации работают сообща. Мы должны вести себя, как эксперты в своем деле, но на всякий случай, фиксируем все договоренности в договоре. Одно без другого не работает.
Повторюсь, правки – это нормально и это не конец света. Они будут всегда и это неизбежная часть любого проекта. Будет легче, если вы научитесь воспринимать эту часть, как своеобразный язык коммуникаций с вашим клиентом. Причем, он может навредить проекту, либо поможет улучшить его и заработать больше денег, правильно договорившись. Почему бы и нет?