Как стать успешным маркетологом? Возможно ли «возродить» умирающий продукт? И прежде всего, какие тренды digital-маркетинга нас ожидают в 2023 году? ER10 Media запускает серию статей про digital-маркетологов совместно с лучшими представителями этой профессии в Казахстане.
Наш первый герой – руководитель пресс службы Samsung Electronics Central Eurasia и по совместительству космический диджей – Берик Умаров!
– Берик, почему вы выбрали профессию маркетолога?
– Начинал я с «классических» продаж. Каким-то непонятным образом меня занесло в маркетинг. В этой отрасли я работаю более 10 лет. Для меня это самая интересная и креативная работа, какую можно только придумать. Мне доводилось использовать всевозможные инструменты маркетинга, соединяя которые можно получить очень интересный конечный результат.
– Как стать успешным маркетологом?
– Во-первых, вам должно нравиться заниматься маркетингом. Вы должны любить эту работу, даже когда она бывает не очень веселой и креативной. Рутины в маркетинге довольно много. Во-вторых, это может прозвучать банально, но нужно много учиться, причем самостоятельно. Благо, в наше время это стало значительно проще. Информации очень много, и она весьма доступна. Никаких секретных технологий. Главное – не потеряться в этом океане знаний.
– Как понять, что маркетинг – это твое?
– Тут всё просто. Если вам хочется приходить на свое рабочее место и делать свое дело хорошо, вам не скучно и вы не страшитесь трудностей, то это уже хороший признак. Вам нравится работать с людьми, изучать их привычки и паттерны поведения? Вы трезво смотрите на мир, вам не чужд здоровый скептицизм и чуточка профессионального цинизма? Вы дружны с визуальным дизайном, и вам в целом не чужды творческие позывы? Вероятно, маркетинг – это ваше призвание.
– Какие инструменты существуют для успешного продвижения продукта?
– Все без исключения инструменты, доступные в маркетинге, хороши сами по себе. Важно то, как, для чего и на каком этапе вы их используете. Не будем копать в теорию маркетинга. Думаю, ее в любом случае должен знать каждый маркетолог. В наши дни более важно помнить, что самый хайповый инструмент – не всегда самый эффективный. Помните, что помимо digital и SMM есть еще много способов привлечь клиента.
– Как «понять» потребителя?
– Просто слушайте его. Изучайте его поведение, привычки с помощью опросов и исследований. Общайтесь с ним напрямую, в соцсетях и по почте. Помните, что ваш потребитель в конце концов – человек, а не набор предикатов и алгоритмов. Он пластичен и находится в постоянном движении, поэтому не зацикливайтесь на шаблонном таргетировании.
– Возможно ли возродить умирающий продукт с помощью маркетинга?
– Да, это вполне осуществимо. Только для начала нужно ответить на множество вопросов. Вот несколько из них:
Зачем нужно возрождать этот продукт, если он уже умер?
Был ли этот продукт ценным для потребителя?
Готовы ли вы потратить на это много ресурсов?
Если, ответив на вопросы, вы придете к тому, что продукт стоит возрождения, то дальше дело техники.
Надо понять, по какой причине продукт умер или умирает. Если дело в самом продукте и вы не можете его улучшить, тогда в воскрешении большого смысла нет. Если он пострадал просто от недостаточных или неверных действий других маркетологов, то тут все проще. Выясняем причину проблем и начинаем ритуал воскрешения. Если ошибок было допущено много, то лучше начать с ребрендинга. Обновление лого, слогана, упаковки или всего брендбука – эти шаги сильно упростят работу в дальнейшем. У потребителя будет меньше триггеров вспоминать прошлый негативный опыт. Дальше все по классике. Запускаем продукт, целясь по нашей целевой аудитории, не допускаем прошлые ошибки, а затем работаем над лояльностью. В общем, сложно все описать в нескольких предложениях, поскольку работы будет много, но важно понимать, что она вполне выполнима.
– Какие тренды digital-маркетинга нас ожидают в 2023 году?
– На мой взгляд, нас ожидает рост популярности видео, а именно коротких роликов. TikTok влияет на нас всё сильнее и сильнее. В частности, его аудитория. Отныне там сидят не только дети и подростки, но и множество других возрастных групп. Я всё чаще использую для продвижения продукта короткие видеоролики.
– Как вы видите будущее digital маркетинга?
– Хороший вопрос, учитывая текущие темпы развития технологий. Будущее у нас «очень радужное». Digital станет максимально персонифицированным. Например, мы не будем готовить просто несколько видов и шаблонов контента в зависимости от площадки (GDN, Meta, TT и тд). Платформы вместе с ИИ будут на ходу создавать рекламные предложения в зависимости от поставленного брифа и kpi. Мы перестанем окончательно работать по целевой аудитории, мы будем работать с каждым потребителем персонально.