В Центральной Азии сейчас создается большое количество стартапов, но инвесторскую поддержку и успех встречает не каждый. На примере прошедшей недавно акселерации IRA от MOST Business Intelligence мы решили рассмотреть текущие тренды и понять: что нужно пользователям и инвесторам? Сама акселерационная программа Investment Readiness Accelerator направлена на привлечение инвестиций и не ограничивает стартапы по направлению, так что разброс тем на обучении действительно широкий. По ним можно сказать одно: все бьют в “боль” и потребности пользователей. Но вот все ли дойдут до успеха на рынке, пока неизвестно.
Стартап Mama Space создан для будущих мам. Известно, что женщины в такой период могут испытывать гормональные всплески, поэтому фаундеры — Гульназа Халманбетова и Мурат Жумашев создали приложение для их эмоциональной и информационной поддержки. Этот проект родом из Кыргызстана, но уже находит выход на зарубежный рынок. Хотя инвестиций Mama Space еще не привлек, Гульназа Халманбетова прошла программу Tim Draper Hero Training и заработала 1300$ MRR за акселерацию IRA. Последняя, как утверждает фаундер, помогла создать новую стратегию развития и бизнес-модель. Благодаря полученным знаниям стартап сейчас получает интро и связи в Саудовской Аравии, куда планирует в скором времени масштабироваться.
Tez-Tez Delivery – cервис по автоматизации доставки рестораторам – без своих курьеров и кол-центра. Фаундер Амирбек Абиев заработал за время акселерационной программы IRA 2,5 миллиона тенге. Если быть точнее, сделаны 4 продажи, запуск рекламы и операционные задачи. “Посчитали LTV, LTV/CAC, unit-economy, сделали фин.модель, повысили TRL, добавляем tripware продукт”, – рассказывает Амирбек. Главным результатом обучения стартапер называет структуризацию всех важных процессов его бизнеса.
Time Tracker – сервис по учету рабочего времени сотрудников. Он еще не привлек инвестиций, но добился оборота в 4 миллиона тенге, протестировал новые каналы маркетинга и расширил отдел продаж до трех менеджеров. Фаундер Досан Жакенов поделился, что ему удалось сократить время внедрения своего продукта с двух недель до одной, увеличить количество лидов со 100 до 200 в месяц и увеличить конверсию продаж. Теперь стартап планирует расширяться на рынки Узбекистана и Юго-Восточной Азии.
Abay Academy – персонализированное дополнительное образование для школьников. Адильхан Рахимбеков, фаундер стартапа, сообщил: “Инвестиции еще не привлекли, но успешно ведем переговоры с несколькими фондами и инвесторами, прошли due diligence”. За время акселерации он заработал 120 000 долларов и сделал плюсовой exit из компании с традиционной бизнес-модели для того, чтобы масштабироваться. Стартап прошел в Google for startups и теперь планирует за год покорить рынки MENA и Юго-Восточной Азии. В результате Demo Day Abay Academy назначили встречи с нескольким инвесторами.
Dimart – сервис по учету продаж, прибыли, расходов, остатков на складе, долгов. Этот стартап не привлек инвестиций и не заработал много денег, но смог изменить подход к своему развитию. Фаундер Дмитрий Юн утверждает: “У нас был фокус на привлечение пользователей. Сейчас мы решили протестировать гипотезы с успешной моделью монетизации проекта. Улучшили MAU +40% и до этого +50%. В сумме за акселерацию MAU увеличился на 90%. Sticky фактор (вовлечённость нашей аудитории) вырос до 44%, еще мы выпустили IOS версию. Уже есть установки и положительный отзыв”. На данный момент стартап насчитывает свыше 12 000 уникальных регистраций в Казахстане и странах ближнего зарубежья. Demo Day помог заключить некоторые договоренности, которые, как надеется Дмитрий, приведут к инвестициям. Фаундеру необходимо финансирование для того, чтобы внедрить свою разработку на другие рынки и показать кратный рост по всем направлениям.
Prometei – B2B-платформа, связывающая поставщиков товаров и ритейлеров с помощью системы автоматизации дропшиппинга и интегрированной сетью поставщиков. Фаундер Даулет Батырбек рассказал, что он получил несколько софт-коммитментов от местных фондов, ангельских инвесторов и одного зарубежного фонда, и сейчас занимается переговорами. За время IRA стартап заработал 85 700 долларов, увеличил активность клиентов на 20 процентов, сократил первый заказ до двух недель и заключил коммитмент на B2B-продажи. Теперь Prometei хочет подключить Китай, чтобы клиенты платформы смогли продавать на рынки Америки и Канады. Для этого стартапу требуются инвестиции, которые он надеется в скором времени привлечь.
MedKomek AI – медицинская система поддержки для сбора анамнеза и диагностирования пациентов с использованием искусственного интеллекта. Стартап сейчас находится на этапе переговоров с инвесторами. Как признается Аманали Бекболат, фаундер, проект пока не монетизируются, а первые продажи планируются только к началу сентября. Тем не менее, стартап уже связался с различными VC-фондами и планирует выход на Юго-Восточную Азию.
Hemo-AI – советник по вопросам здоровья. Стартап не привлек инвестиций и не заработал первых денег, но смог договориться о сотрудничестве с ведущим врачом в интегративной медицине. Фаундер Алуа Мусралина сообщила: “Мы получили несколько контактов о возможном дальнейшем сотрудничестве после тестов в клинике. Также, нам дали рекомендации искать инвестиции за рубежом и участвовать в MedTech-акселераторах”.
Перечисленные стартапы были одними из участников акселерационной программы IRA. На их примере можно увидеть, что есть тренд на упрощение процессов и помощь в обыденных и повседневных вещах: учет продаж, беременность, доставки и т.д. Таким образом, решая одну ключевую боль, современные стартаперы могут облегчить жизнь своим пользователям. Другие стартапы, в свою очередь, занимаются тем, на что у их пользователей может не быть времени. К этому, например, относится поиск специалистов, сбор анамнеза и занятие здоровьем. Пожалуй, это демонстрирует тренд на осознанность и стремление людей повысить качество жизни.