Первоначальные публичные предложения, или IPO, имеют большое значение с точки зрения доходов, внимания средств массовой информации, а также репутации на глобальном рынке. Но что такое IPO? Первичное публичное размещение акций традиционно знаменует собой первую продажу акций компании на рынке. IPO может нести большой потенциальный риск, но также огромные возможности.
По своей сути IPO — это то, как компании здороваются с инвесторами. Это часто называют выходом на публику. Но многие компании, готовящиеся к IPO, уже хорошо известны, часто потому, что они являются быстрорастущими стартапами. Например, материнская компания Facebook Meta (META) уже имела более 900 миллионов пользователей к тому времени, когда она стала публичной в 2012 году.
Ключевые моменты
- IPO — это когда компания становится публичной, впервые предлагая акции обычным инвесторам.
- Перед IPO компания должна пройти долгий процесс представления себя инвесторам.
- Инвестиции в IPO могут быть рискованными из-за недостатка достоверной информации о компании.
Перед IPO компании нередко устраивают шумиху в прессе. Это может привести к тому, что неосторожные инвесторы упустят из виду потенциальные недостатки. Поэтому любой, кто рассматривает этот тип инвестиций, должен понять некоторые основы IPO, прежде чем прыгать в поезд.
Почему компании выходят на IPO?
Многие компании становятся публичными, чтобы привлечь капитал, расширить свои возможности для будущего доступа к инвестициям или и то, и другое.
Другие причины, по данным Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), включают:
- Повышение ликвидности акций компании, что может позволить владельцам и сотрудникам легче продавать свои ценные бумаги.
- Приобретение других предприятий за счет акций компании.
- Привлечение и вознаграждение сотрудников акциями компании или опционами на акции.
- Создание рекламы, узнаваемости бренда или престижа компании.
Американские компании, планирующие IPO, должны подать заявление о регистрации в SEC. В Казахстане нужно разместить компанию на государственной платформе Казахстанской Фондовой Бирже — KASE или AIX. Но это только первый шаг в долгом процессе IPO.
Какова цель процесса IPO?
Процесс IPO является важным периодом проверки, когда финансы и бизнес-план компании подвергаются тщательному анализу со стороны регулирующих органов и специалистов финансовой отрасли.
Андеррайтинг (Underwriting)
Компания обычно привлекает «андеррайтера» — это крупный банк или группа банков — для проверки своих бухгалтерских книг и определения справедливой цены IPO. Андеррайтеры работают с компанией, чтобы определить основные условия и структуру предложения задолго до начала торгов, включая процентную долю акций, предназначенных для таких организаций, как хедж-фонды и венчурные фонды, а также для индивидуальных инвесторов и бизнес-ангелов.
«Большинство андеррайтеров нацелены на институциональных или богатых инвесторов в IPO», — сообщает SEC.
Роуд-шоу (Road show)
Во время процесса IPO, который может длиться несколько месяцев и дольше, руководство компании обычно разъезжает по стране с «роуд-шоу», направленным на привлечение потенциальных инвесторов. Руководители компаний могут получить возможность купить новые акции до IPO. Это может быть прибыльным, если цена взлетит после публичного предложения.
Как инвесторы узнают об IPO?
Вы можете услышать об IPO в новостях, но как вы исследуете компанию?
Начните с проспекта IPO.
Проспект ценных бумаг (IPO) — официальный документ, который готовится компанией, утверждается её Советом директоров, и содержит существенную информацию о бизнесе и его ценных бумагах. Роль проспекта двойственна — с одной стороны он используется для стимулирования продаж выпускаемых ценных бумаг, то есть в нем должна быть отражена позитивная информация. С другой стороны, необходимо раскрыть всю информацию о компании (в том числе факторы риска).
Это базовое требование перед началом любого IPO. В нем описывается характер бизнеса компании и условия предложения. Эти документы находятся в открытом доступе в базе данных SEC EDGAR. В Казахстане такие проспекты размещают в основном на самих сайтах компаний или их фондов. Например, проспект компании КазМунайГаз размещен на официальном сайте kmg.kz, а также на сайте фонда Самрук Казына — sk.kz на трех языках: английском (основной), казахском и русском. Стоит также заметить, что проспекты на русском и казахском языках не проверяются фондами и фондовыми биржами, так как основную юридическую силу имеет только проспект на английском языке.
Новая публичная компания, как правило, не имеет длительной истории отчетности, и информацию, которая может помочь принять решение об инвестировании, можно найти только в проспекте.
Необходимо обратить внимание на следующие ключевые моменты:
- Ключевые продукты и доля рынка
- Конкуренты
- Управленческая информация
- Финансовые показатели компании
- Цена размещения и как она определялась
- Любые серьезные риски
Вы также должны смотреть дальше проспекта:
- Читайте статьи о компании в авторитетных изданиях, в том числе отраслевых, которые могут знать отрасль лучше, чем национальные новостные агентства.
- Проверяйте исследовательские отчеты о компании, подготовленные банками-андеррайтерами, но будьте осторожны, поскольку эти отчеты могут привести к конфликту интересов.
В отличие от компаний, уже представленных на рынке, вы не можете рассчитывать на то, что найдете много историй финансовой отчетности, поэтому вы должны доверять цифрам в проспекте. Это одна из причин, почему IPO могут быть рискованными.
Как вы можете инвестировать в IPO?
Есть два способа, которыми широкая аудитория может инвестировать в новую публичную компанию.
Если вы являетесь клиентом андеррайтера, участвующего в IPO, вам может быть предложена возможность принять непосредственное участие до торгов. Это означает, что вы можете получить долю IPO по цене размещения (эта цена быстро меняется, как только акции начинают торговаться публично). Андеррайтеры часто распределяют большую часть акций IPO среди своих институциональных и состоятельных клиентов, таких как венчурные фонды, хедж-фонды и конкретные частные лица.
Для остальных инвесторов более распространенным способом является размещение заказа у брокера на покупку акций, когда они начнут торговаться на открытом рынке после запуска IPO.
Что делает IPO «горячим»?
«Горячие» IPO могут включать технологический стартап или другой относительно новый бизнес в быстрорастущей отрасли. Они часто широко освещаются в финансовых СМИ.
Инвесторы в этом случае должны быть особенно осторожны. Когда IPO «горячее», это может означать, что многие инвесторы пытаются побыстрей урвать свою долю акций. Спрос на ценные бумаги часто превышает предложение акций, и этот избыточный спрос может быть удовлетворен только после начала торгов акциями IPO (просто потому, что до этого акции не торгуются на рынке).
Часто неясно, насколько горячим будет предложение, пока акции не начнут торговаться. Горячие IPO пользуются большим спросом, и андеррайтеры предлагают эти акции своим наиболее ценным клиентам. Что вы получаете, когда спрос на акции намного превышает предложение? Как правило, это значительный скачок цены в течение нескольких дней после выхода в IPO.
Покупка акций IPO слишком рано может привести к неудаче. Акции часто не оправдывают ажиотажа, и есть также «период блокировки» IPO, который следует учитывать. В этом и заключается смысл того, что только примерно через три-шесть месяцев после IPO, всем инсайдерам, владеющим акциями до публичного предложения, впервые разрешается их продавать. Это может означать фиксацию прибыли, которая может повлиять на цену акций.
Насколько велик рынок IPO?
Активность IPO часто меняется в зависимости от более широких рыночных настроений или экономической активности. Бычьи рынки, как правило, производят больше IPO, чем медвежьи.
По данным исследовательской фирмы «Ренессанс Капитал», занимающейся IPO, в 2021 году 397 IPO в США привлекли 142,4 млрд долларов, что является наибольшим количеством сделок за один год с 2000 года и рекордно высоким показателем по привлеченным деньгам.
Как проходят IPO?
Поскольку многие компании проводят свои IPO до того, как достигают прибыльности, результаты могут быть непостоянными. Многие становятся крупными победителями, но еще больше становятся проигравшими, если ждать слишком долго.
Исследование Nasdaq 2021 года, посвященное IPO 2010 и 2020 годов, показало, что эффективность IPO со временем снижается. В исследование говорится, что через три месяца после выхода на биржу 34% IPO превзошли свои соответствующие индексы на 10% и более, а 32% отстали на 10% и более. На тот момент спрэд составлял примерно 50-50 между IPO, опережающими и понизившими свои индексы в целом.
Год за годом 50% IPO отставали на 10% и более, и только 34% опережали на 10% и более.
Через три года результаты стали еще более трагичными. Хотя 10% лучших участников IPO к тому времени намного превзошли свои показатели, почти две трети всех IPO оказались хуже.
«Похоже, это указывает на то, что для некоторых компаний первоначальный энтузиазм IPO ослабевает или ожидаемая прибыль не достигается, и инвесторы переоценивают IPO, чтобы отразить фактический более медленный рост компании», — говорится в исследовании Nasdaq.
Итог
Перед тем, как вкладывать с трудом заработанные деньги в IPO, важно сделать личный анализ и тщательно изучить конкретную компанию. Даже если IPO не подходят для многих индивидуальных инвесторов, за рынком IPO все же стоит следить как за барометром рыночных настроений и окном, через которое профессиональные инвесторы видят рост и возможности. Но так же помните, что горячее однажды может быстро стать холодным.