О ВЕНЧУРЕ — рубрика, раскрывающая образ мыслей и работы казахстанских венчурных инвесторов. Она показывает, чем они руководствуются при выборе стартапов, и делится историями о вызовах и препятствиях, через которые им пришлось пройти.
Жанар Калиева прошла путь от менеджера до CEO и единственного акционера международной страховой компании №1 в мире. А затем ее компания подверглась рейдерской атаке, и бизнес разрушился. Тогда-то Жанар Калиева и решила открыть для себя мир венчурных инвестиций. Сейчас опытная бизнесвумен преуспевает в новой сфере и является образцом мягкой силы, балансируя сухой анализ с более интуитивным подходом. Как именно она это делает, Жанар Калиева рассказала в новой рубрике "О ВЕНЧУРЕ" на ER10 Media.

Прокладывая ПУТЬ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТОРА
— Какой у вас бэкграунд?
— Я — экономист по образованию, кандидат экономических наук. Имею две международные мастерские степени MBA (Caledonian Business School, Великобритания) и MPA (UC Berkeley, США). Начинала карьеру в банковской сфере, затем перешла в страхование. Прошла путь от менеджера до CEO и единственного акционера международной страховой компании №1 в мире.
— С чего начался ваш путь в инвестировании?
— В 2018–2019 годах моя компания подверглась рейдерской атаке со стороны надзорного государственного органа, что привело к разрушению моего бизнеса. Несмотря на это, мне удалось вернуть часть активов. Тогда я решила не возвращаться в операционную деятельность, а сосредоточиться на инвестициях и поддержке молодых и талантливых стартаперов.
— Какой у вас был первый инвестиционный опыт — и чему он вас научил?
— Сначала я инвестировала, опираясь на мнение более опытных коллег — квалифицированное большинство. Со временем накапливается насмотренность, и понимание того, что ключевым фактором успеха являются интересный продукт и качества фаундеров: если они меня впечатляют, проект имеет высокий потенциал.
— Какие были трудности на старте, и как (и к какому времени) удалось их преодолеть?
— Самая большая трудность — принять риск и неопределенность возврата инвестиций. Я до сих пор иногда из-за этого бешусь (улыбается). Венчурное инвестирование предполагает, что на каждые 10 проектов, в которые ты инвестировал, могут «выстрелить» один-два и желательно покрыть убытки по остальным. Со временем я научилась получать удовольствие от самого процесса — знания и вдохновение, которые даёт каждый проект.
— Где вы научились инвестициям? Проходили ли специализированные курсы, изучали какую-то литературу? Получали ли высшее образование?
— Я — предприниматель с 25-летним опытом, была руководителем и собственником компаний, что дало мне прочное понимание бизнеса. Также я перманентно чему-то учусь, так как современные стартапы базируются на новых технологиях.
— Когда инвестиции стали вашей основной работой?
— Примерно последние 5 лет они являются моей основной работой.
— Имели ли ваши инвестиции определенную структуру и стратегию на старте? Если да, то как вы действовали, как составили её?
— При выборе проектов я всегда внимательно изучаю стратегию и структуру бизнеса, а также видение, которое представляют фаундеры. Ни один проект не рассматриваю без четкой стратегии развития. В которой должны присутствовать «план Б и В». Как инвестор, ты не создаешь свою собственную стратегию, ты либо принимаешь либо нет видение фаундеров, и доверяешь им, не вмешиваясь в их деятельность, если только тебя не попросят.

Саморефлексия: МЫШЛЕНИЕ ВЕНЧУРНОГО ИНВЕСТОРА
— Были ли случаи, когда вы инвестировали в проект, который казался неочевидным? Почему сделали это? Можете назвать название проекта и во что вылилось ваше сотрудничество?
— Да, был такой проект. Не буду называть имен, он в области финтеха. Я называю это эмоциональным решением. Мне нравился человек, который собирал инвестиции для этого проекта, и мне захотелось именно его поддержать. Это, конечно, не самый правильный подход к инвестированию. В итоге по этим двум проектам никакой информации, а человек, который собирал деньги, перестал быть таким общительным и дружелюбным.
— Как вы выбираете, в какую индустрию будете инвестировать?
— Я стараюсь смотреть на разные индустрии, но обращаю особое внимание на спрос и потенциальный рынок. Важно, чтобы идея решала реальную проблему и имела перспективы роста.
— Каким экзитом вы гордитесь больше всего?
— Пока был только один экзит, и он не очень впечатляющий. Венчурные инвестиции — это не быстрая история; в среднем результаты можно ожидать через 5–7 лет.
— Расскажите о самом «болезненном» опыте. Чему он вас научил?
— См. вопрос 1. Этот опыт научил меня не принимать инвестиционные решения на основе эмоций и всегда тщательно анализировать команду и бизнес-модель.
— Есть ли у вас «инвестиционные принципы»?
— Да, у меня есть несколько основных принципов:
- Инвестировать только в проекты с ясной проблемой и решением.
- Оценивать команду на предмет компетентности и мотивации.
- Сохранять диверсификацию, чтобы минимизировать риски.
- Быть готовым к долгосрочной перспективе и не ждать быстрых результатов.
— Какой совет вы бы дали самой себе на старте?
— Совет был бы таким: не "влюбляйся" с первого раза и не спеши потратить деньги, тщательно изучай проекты и учись отделять эмоции от рационального анализа.

— Если бы вы могли поменять одну вещь в венчурной и стартап-индустрии Казахстана, то что бы это было — и почему?
— Я бы улучшила инфраструктуру поддержки стартапов, особенно в части взаимодействия всех инвесторов друг с другом. Такое сообщество сгенерировало бы хороший пул, который давал бы больше возможностей для инвестирования, но способный абсорбировать крупные риски для каждого в отдельности. Это также помогло бы повысить уровень проектов и ускорить их рост. А пока у нас все «по-казахски» — каждый в своем племени, со своим воинственным предводителем, и каждому свой бешбармак. И еще есть один большой игрок в виде государства, который скидывает «вертолетные деньги» в эту индустрию, что само по себе, наверное, неплохо. Важно, чтобы они доходили до тех, кто действительно готов идти до конца.
О государственной инициативе Фонд фондов, направленной на поддержку венчурного инвестирования и стартап-экосистемы в стране, ранее высказался для нашего издания венчурный инвестор Марат Толыбай.
— Как вы считаете, выгоднее и эффективнее быть частью венчурной экосистемы или действовать как индивидуальный инвестор? Почему?
— Каждый вариант имеет свои плюсы. В составе фонда или клуба есть доступ к большему количеству сделок и экспертизе, что снижает риски. Индивидуальный инвестор гибче и может быстрее принимать решения. Я считаю, что оптимально совмещать оба подхода.
— Как вы думаете, за кем будущее: за индивидуальными ангелами или за институциональными игроками?
— Будущее, скорее всего, за синергией обоих. Ангелы важны для ранних стадий, когда нужны быстрые и гибкие решения, а институциональные игроки обеспечивают масштабирование и стабильность на более поздних этапах.
— Сейчас на рынке много курсов по инвестициям, много блогеров, обучающих инвестициям… как это влияет на индустрию?
— В целом это увеличивает осведомленность и привлекает новых участников. Однако важно сохранять критическое мышление, так как не все курсы и советы одинаково полезны и могут создавать ложное ощущение уверенности. Необходимо немного напрячься, чтобы узнать автора курса — насколько его опыт и квалификации соответствует тому уровню экспертности, чтобы учить других как инвестировать.
— А как влияет на индустрию большое количество стартапов, которые массово создаются в Казахстане?
— Мы пока в начале пути, и, поверьте — это еще не массовое количество. Их должно и могло бы быть гораздо больше. Часть стартапов превратится в хороший локальный бизнес, а какие-то станут венчурной историей. Появление стартапов стимулирует развитие экосистемы, появляется больше идей и возможностей. Вместе с количеством растет качество проектов, инвесторы становятся более профессиональными и избирательными, а фаундеры лучше прорабатывают свои гипотезы.
— Во что бы вы никогда не стали инвестировать, даже если это потенциально прибыльно? Почему?
— Для меня быть венчурным инвестором — это еще кайфовать от процесса, встречаться с прогрессивной молодежью, заряжаться их идеями и мечтами. И если какие-то идеи противоречат моим этическим убеждениям или имеют сомнительную юридическую базу, я просто туда не иду. Мне важна прозрачность и социальная ответственность бизнеса, поэтому я наверное помогаю женским стартапам, потому что львиная доля их проектов посвящена образованию, здравоохранению, безопасности детей, и тд.

К инвестору на (чай) питч
— Каким должен быть стартап, чтобы вы в него проинвестировали
— Я обращаю внимание на несколько ключевых критериев:
- Стадия: предпочитаю стартапы на стадии seed или pre-seed, когда идея уже есть, она подтверждена спросом на рынке, и есть потенциал для роста.
- Индустрия: выбираю сферы с реальным спросом и потенциалом масштабирования, с активным внедрением ИИ в области:
- финтех,
- здравоохранение,
- сфера услуг
- Команда: для меня важно, чтобы в команде чувствовался драйв, и основатели с хорошим уровнем образования и этики, готовые учиться и адаптироваться.
- Финансы: смотрю на прозрачность финансовой модели и реалистичные прогнозы.
- Продукт: продукт должен решать реальную проблему и иметь подтвержденный интерес рынка.
— Красные флаги, из-за которых вы сразу скажете стартапу «нет»?
— Такие:
- Если это «очередной велосипед», который уже создан в других рынках, и при этом у фаундера нет понимания, чем он лучше и как может масштабироваться;
- Если мне не хватает прозрачности и честности в коммуникации;
- Команда, которая не готова слушать и учиться;
- Нереалистичные обещания без подтверждения;
- Зависимость от одного клиента или поставщика;
- И в целом, когда нет четкого понимания рынка и продукта не только у нас в Казахстане, но и на других рынках.
— В стартапах какого рода вы сейчас заинтересованы?
— Сложно сказать, нет такой жесткой привязки к чему-то одному. Однозначно интересуют стартапы, которые раскрывают возможности ИИ в различных сферах, многократно снижающие текущие затраты и ресурсы, и предлагающие новые возможности удовлетворения наших неизменных нужд с потенциалом масштабирования на международном уровне. Как женщина, я заинтересована в развитии образования, укреплении ментального здоровья и устойчивом развитии.

Советы инвестора
— Может ли каждый человек стать инвестором?
— В принципе да, при правильном подходе и понимании рисков инвестировать может любой человек, который готов учиться и принимать ответственность за свои решения. Тут важно, чтобы ему это нравилось.
— Что для этого нужно, вне зависимости от бэкграунда человека?
— Как в любом новом деле — если есть жажда знаний, то важно умение анализировать информацию, взвешивать риски. И терпение. Нужно быть готовым к потерям и небыстрой отдаче.
— Важна ли сумма капитала на старте инвесторского пути?
— Тут важно другое. Я бы не стала советовать венчурное инвестирование тому человеку, у которого не удовлетворены базовые потребности — нет крыши над головой, образования, стабильного заработка, покрывающего все ежедневные расходы. Венчур, по-хорошему, должен стать одним из нескольких способов диверсификации активов, наряду с основным бизнесом, приносящим доход, фондовым рынком и депозитной базой. Можно выделить на него небольшую сумму и малыми чеками постепенно наращивать портфель, распределяя риски.
— Как научиться предвидеть тренды и взлет стартапов?
— Я слежу за отраслевыми новостями и аналитикой. Моя управляющая компания присылает мне еженедельные отчеты по рынкам капитала. Еще я стараюсь общаться с экспертами и другими инвесторами. Вместе мы можем лучше анализировать тренды и спрос, коллективно выводя на рынок лучших из лучших.
— Лучшая книга о финансах и инвестициях?
— Хорошим началом станет чтение книги «Разумный инвестор» Бенджамина Грэма. Она учит фундаментальным принципам инвестирования и дисциплине.
— Главный вывод за весь ваш инвесторский путь?
— Пока этот путь небольшой, но есть понимание, что инвестирование — это марафон, а не спринт. И как в любом марафоне может случиться всякое. Тут важно не отчаиваться и продолжать бежать, учиться на ошибках и поддерживать отношения со всей экосистемой.
— Если бы вы давали себе звание в номинации для венчурных инвесторов, то как бы вы себя назвали?
— «Инвестор, который верит в людей и идеи» — я стараюсь не просто вкладывать деньги, но и поддерживать основателей на их пути. И поэтому я создала этот Advisory Board на базе TechnoWomen. Где вместе с другими экспертами мы вкладываем очень много личного времени и ресурсов на отбор, развитие и поддержку женских стартапов. Чтобы все их светлые идеи не оставались просто мечтой, а помогли этому миру стать более счастливым.
Подробнее об инициативах TechnoWomen мы писали недавно.