По словам разных финансовых обозревателей, NVIDIA и OpenAI нашли и используют «лайфхак на бесконечные деньги». Чтобы объяснить лайфхак, нужно ввести переменную «Сотни Миллиардов Долларов», или СМД. Аскар Ахмедов, CFA и инвестиционный директор ATLAS Capital, объяснил суть и тщательно проанализировал этот феномен:
- OpenAI подписывает контракт на СМД облачных сервисов от Oracle.
- Капитализация Oracle растёт на СМД.
- Для того, чтобы выполнить контракт, Oracle покупает видеокарты Nvidia на СМД.
- Акции NVIDIA растут на СМД, вдобавок к уже зарабатываемым СМД.
- Nvidia инвестирует СМД в OpenAI, капитализация которого растет на СМД.
Ко всему этому стоит добавить, что:
- Выручка OpenAI составляет всего $13 млрд в год.
- Выручка облачных сервисов Oracle сейчас за год составляет всего $7,2 млрд.
Для внешнего обывателя такое круговое финансирование может показаться пузырем, а в худшем случае – схемой по типу пирамиды. Получается будто реально деньги есть только у NVIDIA, а все остальные заключают эфемерные контракты. Но тут надо отметить три момента:
1. Мультипликатор экономики
Эффект мультипликатора – базовый экономический принцип, часто наблюдаемый при фискальной или монетарной политике. Когда государство инвестирует в крупный инфраструктурный проект, вложенные деньги не исчезают, а начинают циркулировать: строительная компания платит зарплаты рабочим, закупает материалы у поставщиков, те, в свою очередь, также несут расходы. В результате один вложенный доллар создает экономическую активность на гораздо большую сумму. Здесь мы видим похожий процесс, но в рамках частного сектора.
Критика о «круговом финансировании» упускает из виду тот факт, что рынок передовых ИИ-технологий крайне концентрирован. В мире нет 50 производителей GPU уровня NVIDIA (или даже AMD) или десятков разработчиков фундаментальных моделей, сравнимых с OpenAI. Когда на рынке всего несколько ключевых игроков, их взаимное сотрудничество не просто логично, но и неизбежно. Это не замкнутая схема, а формирование симбиотической экосистемы, где каждый участник необходим для роста другого.
И самое важное: эти громкие контракты не являются единственным источником дохода для упомянутых компаний. Их основная выручка поступает от множества внешних клиентов, которые к этой «схеме» не имеют никакого отношения. Oracle обслуживает огромное количество корпораций по всему миру, а NVIDIA продает свои чипы другим облакам, автопроизводителям и геймерам. OpenAI же поначалу будет полагаться на деньги венчурных и якорных инвесторов, по типу NVIDIA, но постепенно отходить на собственные доходы, не связанные с NVIDIA или Oracle.
Рост OpenAI
Цифра в $13 млрд выручки OpenAI, которую часто упоминают критики, является показателем ARR (Annual Recurring Revenue) на июль 2025 года. Важно понимать, что всего год назад этот показатель был в четыре раза меньше, и все указывает на продолжение экспоненциального роста. Главным ограничением для OpenAI сейчас является не спрос на их услуги, а дефицит вычислительных мощностей. Следовательно, каждый доллар, вложенный в закупку «железа», напрямую открывает путь к кратному увеличению выручки.
Учитывая, насколько глубоко и быстро ИИ-сервисы компании проникают во все сферы жизни и бизнеса, вполне реалистично то, что OpenAI в течение пары-тройки лет станет еще одной мультитриллионной компанией, наряду с Microsoft, Google и NVIDIA.
Сдвиг, который происходит прямо сейчас

Зачастую критики подобных сделок — это люди, далекие от технологий, которые не сделали ни одного API запроса к ИИ сервисам и, вероятно, даже и строчку кода не писали. И потому они не видят фундаментального сдвига, который происходит прямо сейчас. Поток капитала в ИИ-стартапы огромен, но количество потенциальных применений еще больше. ИИ трансформирует каждую отрасль, связанную с интеллектуальным трудом. Речь идет не об одной индустрии на сотни миллиардов, а о десятках процентов мирового ВВП.
Все эти новые и трансформированные отрасли будут потреблять в тысячи-миллионы раз больше токенов, что означает на порядки больший доход для создателей моделей. Для понимания: Гугл обработал почти квадриллион токенов в июне этого года – более чем в 2 раза больше, чем всего месяцем ранее.
При этом модели улучшают не только по направлению интеллекта, но и по предсказуемости, послушности, безопасности, скорости и длине контекста. Эти стези развития не видны на бенчмарках или во время разговоров с ChatGPT, но они крайне важны для создания надежных и полезных ИИ агентов. Совокупность всех этих факторов = качество, которое отличает бесплатные модели от того, что предлагает тот же OpenAI.
Лучшие поставщики моделей получают этот экспоненциально растущий спрос потому, что в большинстве случаев это качество имеет решающее значение. И, несмотря на кажущееся замедление прогресса (а это не так), даже незначительные улучшение модели может стать разницей между способностью полностью изменить целую категорию профессий и неспособностью сделать это. Сравните, как вы доверяете считать деньги шестилетнему и восьмилетнему ребенку — разница в «уровне» небольшая, а в надежности — пропасть. Итеративное улучшение модели сегодня открывает для трансформации гораздо больше возможностей для дизрапции, чем это было всего год-два года назад.