1 сентября 2025 года в России в силу вступил закон, накладывающий запрет на рекламу на заблокированных ресурсах, к которым относится Instagram. Пока кто-то считает, что блогерская индустрия в РФ уходит насовсем, мы решили собрать информацию от некоторых экспертов. Дарья Скобелева, Елена Брозовская, Екатерина Прохорова и Артемий Миллер высказались о том, можно ли будет вести блог в запрещенной Россией соцсети, и как работать в новых реалиях.
Что будет, если нарушить запрет на рекламу? Для физических лиц, например, блогеров, – штраф от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб.; для должностных лиц (например, руководителей компаний, имеющих бизнес- аккаунты) – от 4 тыс. до 20 тыс. руб.; для юридических лиц (например, рекламных агентств) – от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Яна Прима, ведущая подкаста, узнала подробности у Дарьи Скобелевой — юриста, специализирующегося на инфобизнесе.
В принципе, нужно быть аккуратнее всем пользователям Instagram, кто является экспертом, блогером и предпринимателем. Instagram относится к Meta, а на всех ее площадках нам запрещено делать рекламу. Вообще. Сначала нужно было делать маркировку рекламы, а теперь она в принципе недопустима, потому что Instargram относится к Meta. Я полагаю, что будет штраф и за то, что реклама не промаркирована, и за то, что она в принципе выложена в Instagram (Meta признана экстремистской организацией и запрещена на территории России по решению Тверского районного суда Москвы от 21 марта 2022 года, — прим ред.). Сотрудники госорганов все так же сидят в Instagram, у всех есть VPN, они все отслеживают. Но я полагаю, что этот закон ввели, потому что тяжело регулировать организацию, которую признали экстремистской. К тому же, это в плюс налогообложению и переводу на другие площадки.
Раз установлен запрет на рекламу, давайте разберемся, что считается рекламой? Юрист Екатерина Прохорова в подкасте Виктории Шешуры перечисляет:
- Контент, который "выбивается" из вашего блога. Это что-то, что появилось у вас единоразово;
- Промокоды и ссылки;
- Бартер;
- Показ подарка в блоге с отметкой того, кто вам его прислал. Даже если вы за это не получили ни рубля;
- Самореклама остается под вопросом.
При этом адвокат Сергей Жорин в беседе с ТАСС отметил, что даже простое упоминание товара, услуги или бренда в посте или сторис может квалифицироваться как реклама. Так, если вы вам понравился цветочный магазин или спа-центр, лучше не упоминать название конкретного салона/места/магазина. Даже если вы сходили туда за собственные деньги.
Эксперт по социальным сетям Артемий Миллер утверждает, что не будет публиковать ничего похожего на рекламу. В подкасте у маркетолога Романа Жилина он сказал, что не рискнет даже давать ссылки на свой Telegram-канал, ведь это может быть воспринято за рекламу.
Мы посмотрим судебную практику. Я бы подождал, пока кого-нибудь "вкатают", и он пойдет в суд. Суд вынесет решение, и исходя из эти решений будем действовать.
Контент-стратег Елена Брозовская дополнила этот список следующими пунктами. К рекламе относится:
- Упоминание товара с яркой положительной эмоцией, с подчеркиванием его свойств, акцентом на преимуществах, в сравнении с конкурентами;
- Формат "моя горячая рекомендация";
- Ссылка на сайт, форму для заявки, прайс;
- Конкурсы, стимулирующие интерес к конкретному продукту.
Получение и обработка запросов от пользователей тоже считается правонарушением. Об этом рассказал юрист Юрий Митин. Писать "ответили в директ" теперь будет запрещено.
Но что разрешено? Елена Брозовская перечисляет:
- Информация в вашем блоге о ваших товарах и услугах: о составе, правилах пользования, предупреждениях, наличии скидок (без ажиотажа), условиях покупки (но без цен и призывов).
- Ваши товары и услуги – в виде каталогов, списков с краткой информацией, без чрезмерной эмоции и выделения какой-то позиции. В визуале – "обычный единый стиль".
- Формат "До и После" без подчеркивания преимуществ.
- Обзор одного или нескольких однородных товаров, услуг, которые подходят под тематику вашего блога, без призывов к покупке, ссылок, промокодов и др.
- Ваш логотип и фирменный стиль, логотипы партнеров (если они не выделяются особо)
- В вашем блоге – отзывы ваших покупателей, если это личное мнение без призывов к покупке.
- В блоге покупателя – его собственный отзыв о вас, личное мнение, но без "я рекомендую", без акцента на положительных свойствах продукта, без ссылок и призывов к покупке.
Вскоре мы увидим, как в действительности будет соблюдаться закон и как будут справляться российские блогеры со своей работой. Ждите новостей!