Казахстанский инженер-программист и предприниматель Исмаил Каранкин основал стартап Oli Robotics, который занимается разработкой робота-бариста. Умный помощник для кофеен обучен на искусственном интеллекте и готовит сложные рецепты из specialty-кофе на профессиональном оборудовании. ИИ-бариста может не только готовить кофе, но и взаимодействовать с клиентами и самостоятельно исправлять ошибки. Проект привлек $150 тыс. инвестиций и стал одним из 30-ти лучших стартапов из стран Центральной Азии, отобранных для акселерации Silicon Valley Residency Program от Silkroad Innovation Hub.
Oli Robotics – это робот-бариста, который готовит все виды кофе, включая авторские напитки, такие как ванильный раф на банановом молоке. Робот может делать латте-арт, полностью имитируя навыки настоящего профессионала. Для обучения робота привлекаются профессиональные бариста, которые помогают записывать идеальные образцы приготовления кофе. Благодаря их участию робот воспроизводит процесс с высочайшей точностью.
«Мы записываем 1000 семплов выполнения задач, чтобы робот мог эффективно воспроизводить их. В индустрии стандартом считается от 5000 до 10 000 семплов, но благодаря нашей технологии адаптивного обучения мы сокращаем этот объем в 5–10 раз, ускоряя внедрение и снижая затраты», – рассказал основатель стартапа.
Это стало доступно благодаря синергии промышленных робот-манипуляторов, которые адаптируются под нужды пользователей, собственного программного обеспечения на основе искусственного интеллекта, а также систем компьютерного зрения. Для ориентации в пространстве интегрированы стереокамеры, аналогичные тем, что используются в беспилотных автомобилях. Это позволяет роботам работать эффективно даже в условиях динамической среды.
Благодаря высокой конкуренции на мировом рынке – только за последние 5 лет в Китае создано более 200 брендов промышленных роботов – «железо» для подобных разработок стало не только доступно, но энергоэффективно. Потребление энергии робота-бариста сопоставимо с техникой в стандартной кофейне, что делает его привлекательным решением для бизнеса. При этом эффективность и скорость работы на текущий момент почти сопоставима с работой бариста.
«Опытный бариста готовит от 60 до 120 чашек кофе в час. Текущая версия нашего робота готовит до 50 чашек в час, что немного медленнее, но уже в следующей версии мы планируем выйти на уровень 120 чашек в час, достигая паритета с человеком», – отмечает Исмаил Каранкин.
Для взаимодействия с клиентами предусмотрено мобильное приложение, которое будет запоминать вкусовые предпочтения пользователя, и предлагать ему любимые напитки и персонализированные рецепты. Средняя стоимость одного робота-бариста – $50,000 с предоставлением сервисного обслуживания и поставкой расходных материалов, включая кофе, сиропы и молоко. Это позволит создавать стабильный повторяющийся доход компании.
По словам основателя, главная задача стартапа – внедрение роботов там, где найм бариста нецелесообразен, например, на заправках или в небольших отелях.
«Мы видим их как дополнение, а не замену для людей, предоставляя доступ к кофе высокого качества там, где это было ранее невозможно». Сама идея создать робота-бариста, который бы готовил действительно вкусный кофе, пришла основателю по пути из Алматы в Астану, где ни в одном придорожном кафе не нашлось качественного кофе. Причины понятны: сложная логистика доставки продуктов и не очень привлекательные условия труда для работников. С этими недостатками отлично справится робот, который может работать в любом месте, днем и ночью, без больничных, выходных и отпусков.
Робот-бариста уже привлек внимание потенциальных покупателей на этапе разработки: проект получил 5 письма о заинтересованности, при этом объем рынка кофе в США, где планируют запуск Oli Robotics, оценивается в $28,06 млрд в 2024 году, и согласно прогнозам, достигнет $33,64 млрд к 2029 году, со среднегодовым темпом роста 3,69% в течение прогнозируемого периода (2024-2029 гг.). Кроме того, по данным Национальной ассоциации кофе США (NCA) каждый американец в среднем потребляет 2-3 чашки кофе в день, а крупнейшие сети кофеен постепенно переходят к полной автоматизации процессов в ресторанах для получения стабильно высокого качества сервиса и самого кофе.