Бен МакКонахи, директор по коммуникациям в Азиатско-Тихоокеанском регионе Meta Platforms 2 ноября опроверг опубликованное на сайте МИОР РК совместное заявление о тесном сотрудничестве по вопросам противодействия вредоносному контенту, с акцентом на защиту прав детей в Интернете. В рамках данного соглашения со стороны Facebook предоставлен Казахстану прямой эксклюзивный доступ к внутренней «Системе уведомления о контенте» («Content Reporting System» (CRS)), который позволит Министерству оперативно сообщать о контенте, содержащем нарушения как глобальной контентной политики Facebook, так и национального законодательства Республики Казахстан.
Однако, по данным Reuters, директор по коммуникациям Meta Platforms утверждает, что “Во-первых, мы не выпускали совместного заявления с казахским правительством – вместо этого правительство Казахстана выпустило собственное заявление, основанное на дискуссиях, которые у нас были о глобальном процессе направления запросов правительств для реагирования на контент, которые нарушает местное законодательство».
Он также добавил, что этот процесс «не является эксклюзивным для Казахстана и является тем же процессом, что имеют правительства во всем мире».
Правительство Казахстана в сентябре начало работу над законопроектом, который позволит правительству блокировать социальные сети и приложения для обмена сообщениями, если разработчики Meta не откроют офисы в стране и не назначат руководителей, лично ответственных за рассмотрение жалоб властей. Депутаты правящей партии «Нур Отан» Динара Закиева и Айдос Сарым – стали разработчиками данного законопроекта.
Айдос Сарым прокомментировал совместное заявление МИОР и Meta на своей странице в Facebook:
“Как один из депутатов, выдвинувших законопроект по защите детей от кибербуллинга, я так же выражаю свою признательность как большой команде переговорщиков, так и всем экспертам и специалистам, которые участвовали в переговорах. Хочу напомнить, что все это время шли конструктивные и очень заинтересованные переговоры с техногигантами, которые проявили очень высокий уровень понимания проблематики и разделяли озабоченность депутатов парламента в части защиты прав детей.
В ходе этих переговоров все пришли к консенсусу. По сути, это классическая win-win ситуация, когда наши граждане получат более эффективные возможности защиты своих прав, а компании развивать свой бизнес.
При этом, мы были и будем последовательны. Мы готовы снять наиболее "жесткие" формулировки и совместно с правительством разработать и внести формулы, которые будут работать, не будут ущемлять ни интересы пользователей, ни интересы самих компаний техногигантов.
Мы изначально говорили, что формулировки, принятые в первом чтении - это скорее приглашение к разговору, нежели политика цензуры или ужесточения контроля. И мы безусловно удовлетворены тем, что обеспокоенность казахских законодателей, родителей, общественников была услышана со стороны менеджмента компаний техногигантов. Уверены, что именно открытость, готовность к компромиссам, стремление к сотрудничеству являются лучшими стратегиями и политикой.
Мы готовы учиться, готовы к компромиссам и конструктиву. Мы готовы слушать и слышать любые разумные и рациональные доводы. А язык ненависти, угрозы, истерики, хайп - это вовсе не тот язык, которым можно на нас воздействовать!»
Гражданское общество Казахстана раскритиковало данный законопроект, как ограничивающий свободу слова. Петицию с требованием отказаться от поправок, подписало более десяти тысяч человек.
Министр информации и общественного развития Аида Балаева в ответ на вышедшее опровержение от представителя Meta Platforms заявила, что “Министерством информации и общественного развития переговоры велись с региональным офисом компании «Meta» («Facebook») по региону Китая, Монголии и Центральной Азии с местом дислокации в г. Гонконг.
Текст размещенного 1 ноября совместного заявления и его публикация в СМИ были полностью согласованы с руководством указанного регионального офиса.”