Швейцарский морской гигант ABB потратил более десяти лет на разработку принципиально нового гребного винта. Его создала компания Voith Schneider, вдохновившись движениями хвоста кита. Система Dynafin обеспечивает эффективность до 85% и позволяет судну маневрировать с очень высокой точностью.
Концепция Dynafin, по сути, представляет собой циклоидальный винт, в котором вертикальные лопасти крепятся к вращающейся круглой пластине для создания тяги.
Независимые испытания показали экономию энергии до 22% по сравнению с традиционными системами.
В конструкции ABB электродвигатель приводит в движение большой диск, расположенный под днищем корабля или лодки, который вращается со скоростью от 40 до 80 оборотов в минуту в зависимости от необходимости. Совместное действие колеса и лопастей создает тягу, сравнимую с движением хвоста дельфина или кита. Бортовая система управления может вращать каждую лопасть вокруг собственной оси в режиме реального времени для одновременного движения и управления судном без необходимости установки руля.
Система предлагает такие преимущества, как мгновенный контроль тяги, динамическое позиционирование, снижение расхода топлива и выбросов. Она также имеет относительно небольшое количество компонентов, что может привести к снижению затрат на техническое обслуживание.
ABB планирует начать коммерческую реализацию в 2026 году с разработкой блоков мощностью от 1 до 4 МВт. Технология рассматривается для различных применений, включая суперяхты и электробункеровочные суда, предназначенные для подзарядки электрических судов в море.