30 марта в Алматы состоялся первый Форум Industry Advisory Board – платформы, созданной для открытого общения и взаимодействия между бизнесом, отраслевыми предприятиями и ведущими научными университетами.
Организатором мероприятия выступил Центр Коммерциализации Технологий AlmaU. 200 человек проявили активный интерес к этому событию.
На Форуме было объявлено о создании Альянса научных университетов по коммерциализации. Десять вузов подписали меморандум о взаимопонимании с AlmaU: КазНУ, Satbayev University, АУЭС, КазНМУ, КазНАИУ, КБТУ, КазАТУ, Shakarim University, ИЯФ и Академия гражданской авиации. Восемь из них презентовали научно-исследовательские проекты.
Отраслевой консультативный советсегодня состоит из 22 членов, включая представителей таких мировых лидеров как Siemens, Microsoft, MC, Honeywell, Coca Cola.
В ходе мероприятия ученые смогли напрямую познакомиться с членами Industry Advisory Board, бизнес-ангелами и инвесторами. В результате продуктивного общения разработчики прорывных проектов получили возможность «продать» им идею со сцены и получить обратную связь, которая поможет им доработать свои проекты.
Так, например, директор Центра патологии сосудов Дарменов Оралбай рассказал об устройстве и способе восстановления проходимости артериальных сосудов. По словам ученого их продукция с липолитическим препаратом очистит артерии от атеросклеротических бляшек. И по сравнению с аналогами увеличит среднюю продолжительность жизни на 10-15 лет. Наличие стента не обязательно, что очень важно.
КБТУ представил проект «Sun Scutum», позволяющий уменьшить затраты в учебных и социальных объектах с помощью внедрения энергоэффективного теплоизоляционного покрытия для стекла на основе ИК линз. Тончайшее покрытие наносится на внутреннюю часть стекла. В результате блокируется 90% ИК и 95% УФ излучений.
Директор «Солнечного щита» Сергей Сахнов.
– Более 95% зданий, учреждений и иных сооружений оборудованы простым стеклом. Смена стеклопакета на энергоэффективный обходится дорого. Наше покрытие в 10 раз дешевле чем смена самого дешевого стеклопакета.
Эксперты и ученые признали, что сегодня отечественная наука нуждается в поддержке.
Технический эксперт Казахстанской ассоциации производителей цемента и бетона «QazCem» Тимур Букашев.
– Если посмотрите процент вымывания молодых кадров из ученой среды, там средний возраст устремляется вверх логарифмически. В моей сфере в основном работают пенсионеры либо сотрудники до 25 лет. Между ними ипотека и ее люди не тянут. Наши ученые – это супермены. Они выжили в сложных условиях. Либо они должны быть из обеспеченных семей или быть очень упертыми. Реальный сектор экономики не очень хочет вкладывать в казахстанскую науку. Это риск. И этот риск никто никак не учитывает. Для развития науки необходимо создавать среду. Подготовка человека и научное образование – у нас в стране – это две параллельные вещи, они никак не связаны. Эти люди друг друга не знают. Сегодняшний форум – это первое место, где можно в первый раз встретить всех вместе.
Председатель правления «QazInnovation» Санат Аханов.
– Например, я – химик и вы – химик. Я – математик и в – вы математик. Я в своей отрасли двигаюсь, вы в своей части. Ноу-хау может родиться от нашей с вами коммуникации. Креативность – это умение соединить известные элементы уникальным образом. Мы как государство должны проактивно искать разные группы и направления с целью их «познакомить», создавая научное коммьюнити.
Управляющий партнер MOST Ventures Алим Хамитов.
– В 2011 году, когда говорили слово «стартап», «венчур», над нами смеялись и думали, что мы поддерживаем ребят со смузи в руках на самокатах. Сейчас рынок вырос. Бизнес-инкубирование – это не благотворительность. Мы видим огромное количество талантов и для того, чтобы они взяли правильную траекторию, нужна помощь на каждом этапе. Чтобы у технологического предпринимателя появилась success story, он должен в этом круге на каждом этапе своего развития получить некую поддержку.
Ученый-химик, автор уникальных разработок Диас Тастанбеков.
– Государству нужно понять, что нет бизнеса выгоднее чем наука. Когда государство это поймет, ответы «как это сделать?» сами возникнут. Говорить государству как это сделать смысла нету, пока государство не поймет «зачем?». В Индии и Китае количество одаренных детей больше чем детей в Америке. И нам нужно с ними конкурировать. Как мы будем конкурировать, если у нас реагенты 4 месяца идут, IT грамотность страдает и так далее. Государству нужно понять в какую битву хочет вступить. Хочет быть акулой в луже или рыбкой в нормальном океане. На какую битву мы готовимся?! Я хочу сказать государству, что буду конкурировать с вами или без вас. Но лучше с вами».
Проректор по коммерциализации AlmaU Кендрик Уайт.
– Мы не можем заниматься развитием экономики, если не создаем новое поколение продуктов. Я понял проблему ученых. У них лишь местные патенты – нет международных патентов. Любой инвестор, любой бизнес-ангел ищет в идее глобальный потенциал. Наш центр коммерциализации будет искать ответы на эти вопросы: «Что? Кто? Зачем? Как?».