Сформировать гендерный паритет в управлении и сломать «стеклянные потолки» – громкие слова, которые теперь звучат более реально для тысяч женщин-профессионалов Казахстана. Это стало возможным благодаря закреплению на законодательном уровне 30% квоты для женщин в топ-менеджменте национальных компаний.
С сентября этого года, согласно Постановлению Правительства, рекомендуемое количество женщин в составе Совета директоров АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» будет составлять не менее 30% от общего количества членов СД. Холдинг на сегодняшний день является одним из самых крупных работодателей.
Увеличение количества женщин на уровне принятия решений в корпоративном секторе позитивно скажется на позиции Казахстана в рейтинге Global Gender Gap Index, который был разработан для оценки гендерного равенства в каждой стране. Об этом сообщили в Общественном объединении женщин-предпринимательниц Казахстана Techno Women.
Согласно докладу Global Gender Gap Report 2022, Казахстан сегодня занимает 65 позицию в рейтинге из 146 стран по сравнению с 80 строкой в 2021 году. Из республик постсоветского пространства более высокие показатели у Грузии (55 место). В свою очередь, Global Gender Gap Index влияет на индекс инвестиционной привлекательности страны, что открывает для Казахстана новые перспективы.
Казахстан – единственное государство в ЦА, которое ввело подобные показатели на законодательном уровне.
Еще в 2018 году количество женщин в Советах директоров в Казахстане по данным аудиторской компании Deloitte составляло всего 7,4%. При этом, согласно Концепции семейной и гендерной политики Казахстана, к 2022 году эта цифра должна была вырасти до 22%.
Два года назад Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, следуя рекомендациям Комитета ООН, дал поручение о достижении 30% представленности женщин на управленческом уровне компаний квазигосударственного сектора. Рабочей группой была разработана Дорожная карта, а с начала 2022 года вопросом плотно занялась Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике во главе с А. Балаевой.
Ряд исследований, опубликованных ООН, гласит, что организации с тремя и более женщинами на руководящих должностях получают более высокие оценки во всех аспектах корпоративной деятельности. Согласно исследованиям IFC, гендерное разнообразие в управлении корпорациями положительно сказывается на финансовых показателях бизнеса. Кроме того, представленность женщин в Советах директоров повышает репутационный капитал компании и уровень доверия к ней, а также приводит к более высоким ESG-показателям.
«Женщины в руководстве ассоциируются с более эффективным управлением, они обеспечивают информационные и социальные преимущества для компаний, а также мотивируют других женщин, занимающих должности среднего уровня», – отмечает Deloitte в статье “Women in the Boardroom: A Global Perspective”.
При этом, инициаторы продвижения женщин в Советы директоров не исключают возможных рисков влияния родственных и иных связей при назначениях.
«Опасения о том, что «придут чьи-то родственницы» – это не проблема гендерного равенства. Такие же родственные связи имеют место быть и при назначении мужчин. Эта социальная проблема называется «кадровый трайбализм», но она не должна обесценить и перечеркнуть тот результат, который мы достигли совместными усилиями», – отмечает соосновательница Techno Women Азиза Шужеева..
Организатор всероссийского исследовательского проекта «Экспедиция в женское лидерство» Юлия Иртюга считает: «Государственное регулирование процентного соотношения женщин топ-менеджеров – это интересный социальный эксперимент, к которому будет приковано общественное внимание, потому как он точно войдет в историю развития человечества».