В 2024 году рост продаж авто замедлится – и это после прорывного 2023-го. Экспансия китайского автопрома продолжится, а электромобили выйдут на новый уровень. Чего еще ждать авторынку Казахстана, и что о нем говорит новейшее исследование?
Freedom Finance Global инициировал комплексное изучение автомобильного рынка Республики Казахстан. В нем учли как мнения профессиональных участников и экспертов, так и казахстанских автовладельцев и водителей. Для desk research эксперты собрали и проанализировали данные по авторынку РК в открытых источниках. Для качественного метода исследования проводились экспертные интервью, а для количественного опросили 1021 человека со всех регионов Казахстана на основе онлайн-опроса. Разработку методологии опросов, сбор, контроль и обработку данных реализовала компания United Research Technologies Group.
Вводные данные на 1 сентября 2023 года (от Бюро национальной статистики)
- В Казахстане зарегистрировано 5,09 млн автотранспортных средств:
- 4,47 млн (88%) составляют легковые автомобили, при чем число выросло на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года,
- 507,5 тыс. (10%) – грузовые автомобили,
- 105,5 тыс. (2%) – автобусы.
- Обеспеченность населения автомобилями превысила допандемийные уровни. В среднем на 100 человек приходится 22,5 автомобилей. Для сравнения,
- в США (2023) показатель равен 90,8;
- в России (2022) – 39,5;
- в Китае (2022) – 22,1.
- По объему двигателя лидируют двигатели объемом до 1500 кубических сантиметром с приростом на 18,1%.
- По возрасту: 47% машин в РК служат своим хозяевам уже более 20 лет, 23% авто в возрасте от 10 до 20 лет, 14% от 7 до 10 лет, 10% от 3 до 7 лет, и всего 6% в стране не старше трех лет.
- Доля бензиновых авто выросла на 13% с января по сентябрь 2023 года.
- Шымкент выделили как самый привлекательный город для продажи автомобилей. Это связано с тем, что несмотря на рост автомобилизации населения, в Шымкенте малая часть жителей обладает личным транспортом.
Социально-демографический портрет респондентов следующий:
О топливе
- 87,5% легковых автомобилей в РК передвигаются с бензиновым двигателем,
- 8% составляют машины со смешанным топливом (бензин и газ и/или электричество),
- 2% авто используют дизельное топливо,
- 0,1% машин являются электрическими.
Смотря в разрезе топлива, можно увидеть региональную специфику. В Актюбинской области 74% из общих 87,5% по стране ездят на бензиновом двигателе. В Мангистауской области число равно 42 процентам. Процент такой маленький, потому что в этих регионах популярны машины на смешанном топливе (газ с бензином). В Алматы темпы роста ДВС на смешанном топливе резко снизились после 2020 года. Зато стало намного больше электрических авто: по состоянию на 1 октября в Алматы локализовалось 59% от общего числа электромобилей в РК. При этом, наибольший интерес казахстанцев вызвала именно модель 001 от Zeekr. За цену не более 30 млн тенге (в основном) можно получить внешность а-ля Porsche Panamera, до 544 лошадиных сил мощности, разгон от 3,8 секунды и пневматическую подвеску для умеренного бездорожья.
Предпочтения казахстанцев
- Казахстанцы чаще покупают кроссоверы, но больше мечтают о седанах.
- Для приобретения нового авто граждане РК реже всего обращаются в Trade In (7,6% опрошенных), предпочитая ему другие способы.
- Почти каждый четвертый участник опроса, что составляет 24,8%, приобретает авто в дилерских центрах;
- 23% приобретают машины на рынке вторичных авто;
- Почти каждый пятый опрошенный пользуется сервисами вроде Kolesa.kz, Mycar.kz и др.
Электрокары
Несмотря на то, что электромобили в стране становятся все востребованнее, эксперты из Freedom Finance Global предполагают: это не про экологичный образ казахстанцев, а про тренд и энтузиазм в отношении новых технологий. Чаще всего этот интерес проявляют именно респонденты старше 55 лет (7,4%) и мужская аудитория исследования (4,2%). Но как это сказывается на росте электрокаров в РК в процентном соотношении?
Для упрощенного сравнения величин можно представить, что в одном регионе на начало периода было 10 000 машин, из которых одна была на электрической тяге. К концу условного периода электрокаров стало 11, что дает 1000% прироста. Количество бензиновых авто за тот же период увеличилось лишь на 2%, что несравнимо меньше 1000%, однако в абсолютном выражении бензиновых авто стало больше на 200 штук, что уже значительно больше 10 электрокаров. Стоит подчеркнуть, что при сохранении высоких темпов роста у рынка электроавтомобилей есть шансы перейти из зоны первичного энтузиазма казахстанцев к действительно заметной доле повседневных авто на дорогах, по крайней мере в Алматы. Одним из шагов к этому является более широкая развертка станций зарядки по стране.
отметил Ансар Абуев, аналитик Freedom Finance Global
Эксперты в исследовании отметили, что для полноценного развития электрокаров нужно в достаточном объеме обеспечить всю необходимую инфраструктуру. Прежде всего это пункты зарядки, с которыми текущие владельцы электромобили испытывают проблемы. Один из респондентов обеспокоен тем, что у нас не приняты нормативные правовые акты по использованию зарядных станций. Тут редакция Er10 решила обратиться к выступлению пресс-службы МЧС в конце прошлого года.
После законодательного урегулирования и внесения необходимых требований в госнормативы в части допустимости размещения зарядных станций для электромобилей в зданиях различного назначения МЧС будут пересмотрены требования Правил пожарной безопасности с целью приведения их в соответствие с принятыми поправками. Учитывая изложенное, до принятия соответствующих нормативных правовых актов использование зарядных станций переменного тока в боксах, паркингах, помещениях для стоянки транспортных средств, помещениях производственных гаражей, под навесами и на открытых площадках хранения транспорта для зарядки электромобиля недопустимо
пресс-служба МЧС, 22 ноября 2023 года
Тем не менее, эксперты прогнозируют, что электромобили будут активно развиваться на рынке РК в 2024 году. Ожидается появление новых дилеров и автозаводов.
А привлекательны электрокары не только своей экологичностью, но и тем, что при их ввозе в Казахстан не нужно платить пошлины и налоги. Правда, Абуев считает, что "правительству придется начать тратить средства на создание мощностей по переработке автомобильных аккумуляторов". По мнению инвестиционного аналитика, это может сыграть на появление пошлины и налогов, стоит лишь вопрос времени.
Довольно часто озвучиваются сомнения касательно поведения авто зимой – насколько устойчив кузов к износу и какова общая стойкость лакокрасочного покрытия. Данный дискурс поднимается и в контексте растущей популярности электроавтомобилей, в частности взрывного роста интереса к моделям марки Zeekr. Главный вопрос, вызывающий сомнение, – каков уровень потери заряда литий-ионных аккумуляторов в холодные времена года? Текущая зима должна предоставить часть ответов.
добавил он
Прогнозы на 2024 год
Эксперты прогнозируют замедление роста продаж на автомобильном рынке РК. Правда, они думают, что вскоре могут снизить базовую ставку. А значит, кредит станет доступнее для населения. К тому же, прогнозируется рост потребительского спроса на новые автомобили. Подержанные же авто будут покупать реже.
Согласны ли вы с этим, и что думаете об электромобилях? Какое место они займут в повседневной жизни казахстанцев?