Автор: Жанадил Талдыбаев, основатель и CEO стартапа CodiPlay
Стартап – это концепция бизнеса, которая требует постоянного развития и в своей основе имеет масштабируемость. Поэтому для многих стартапов планомерный рост включает в себя выход на зарубежные рынки.
Основатели во многих странах, как правило, мыслят в глобальном масштабе с самого начала. Исключения составляют огромные державы с соответствующими экономиками. Например, предприниматель в США или Китае может на 100% сосредоточиться на своем внутреннем рынке и построить бизнес стоимостью в миллиарды долларов. При этом на небольшом рынке, например, как Казахстан, мировой маркет является стратегической целью.
По данным Venture Beat, стартапы из стран с населением менее 50 миллионов человек достигают международной аудитории примерно через 1,4 года. Это в два раза быстрее, чем компании из стран с населением более 50 миллионов человек, которые обычно начинают этот процесс приблизительно через 2,8 года.
Технологии легко масштабируются
Рост в 5–10 раз за год – это стандарты для среднестатистического стартапа. IT-сфера обеспечивает большой потенциал для экспансии посредством легко расширяемых технологических решений. Но при этом точка масштабирования не всегда может быть связана с технологиями. Есть ряд удачных примеров. Однако, все же значительная доля компаний заточена на перманентный поиск и создание инноваций.
Предлагая ноу-хау в выбранном сегменте, можно с большой долей вероятности рассчитывать на стремительный рост на местном рынке. Это, в свою очередь, закладывает базу для глобальной экспансии, которая является логическим продолжением успеха в своей стране.
Мы создали геймифицированный edtech-стартап CodiPlay по обучению детей программированию в августе 2021 года. Динамика роста проекта за год составила 2700%. На сегодняшний день бизнес оценивается в 10 миллионов долларов США. Успешный запуск продукта в более чем 100 казахстанских школах, сейчас позволяет нам масштабировать программу и постепенно внедрять ее в образовательных учреждениях Южной Кореи, АОЭ и Турции.
Найти решение проблемы – это половина успеха
Главная цель стартапа – это решить текущую актуальную проблему отрасли, чаще всего благодаря своим технологиям. И если вы предлагаете рынку поистине уникальное решение, оно будет пользоваться спросом. Многие компании терпят неудачу просто потому, что они не создали то, что действительно нужно людям.
В нашем случае мы видели ряд конкретных проблем в IT-образовании. Одна из них – недостаточная техническая база в школах и домах детей. Отсутствие компьютеров тормозит процесс обучения, поэтому мы сделали ставку на смартфоны, которыми владеют и могут пользоваться практически все школьники как в нашей стране, так и зарубежом. Это стало прекрасным подспорьем для масштабирования бизнеса.
Безграничные возможности для выхода на зарубежный рынок
Сегодня в мире есть множество программ, разработанных специально для стартаперов, таких как инкубаторы, акселераторы и многие другие. Регулярно проводятся различного рода мероприятия. Они являются хорошим трамплином для того, чтобы выйти на иностранный рынок.
К примеру, благодаря гранту Jalgas от Фонда социального развития Назарбаев Университета в 2021 году наша команда приняла участие в ведущей образовательной конференции и выставке в ближневосточном регионе – Global Educational Supplies & Solutions Dubai. На ней были представлены инновации в сфере образования со всего мира. Мы продемонстрировали свою разработку CodiPlay и получили положительную оценку местного сообщества. В результате была достигнута договоренность о внедрении нашей обучающей платформы в международных школах Emirates International School в ОАЭ. В данный момент мы уже готовимся к тестовому запуску.
В прошлом году мы участвовали на международной выставке в области образования в Турции – GESS Turkey. Это заложило основу для запуска платформы CodiPlay в школах Анталии, который произойдет в скором времени.
Гибкость и понимание различий
Когда бизнес стремится к развитию на международном уровне, отсутствие времени на адекватное изучение местной культуры и предпочтений может привести к фатальным ошибкам.
Лично я занимаюсь стартапами с 2017 года, преимущественно в Казахстане и Южной Корее. В связи с этим могу точно отметить большие различия между этими двумя странами в местных предпочтениях в выборе продуктов, маркетинговых каналов и поведении потребителей. Взять хотя бы тот факт, что на все глобальные IT-сервисы, как например WhatsApp, в Южной Корее есть собственные решения. Поэтому внедрение стартапа не должно ограничиваться общим исследованием рынка. Культурные нормы сильно различаются, и требуется гибкость к принятию ряда отличий.
Еще стоит отметить, что международную экспансию не следует рассматривать как способ быстрого заработка. Вдохновляющие истории компаний-единорогов часто могут создавать иллюзию молниеносного успеха. Выход на международный рынок подразумевает под собой кропотливый процесс адаптации продукта, состоящего из тысяч деталей. То, что сработало в одной стране, не является гарантией повторного роста в другой. Поэтому при правильном исполнении локализация имеет решающее значение для успеха стратегии по глобализации бизнеса.