Прогнозы на 2024 год мы решили сделать совместно с экспертами в разных отраслях. Добро пожаловать в первый выпуск рубрики, где свое видение на грядущий год высказали Олжас Сатиев – глава ЦАРКА, Роман Пищик – ex-head of marketing в 1Fit, и Данияр Муханов – программист и эксперт в сфере генеративного ИИ.
Кибербезопасность в 2024 году в Казахстане
Олжас Сатиев – специалист в области ИБ, глава Центра анализа и расследования кибератак (ЦАРКА). Он сказал, что ожидается рост кибератак:
Хакеры используют все новые технологии, такие как deepfake и прочее, для атаки на обычных граждан. Если говорить о корпоративном секторе, то мы видим, что атаки идут не только на промышленный сектор, но и на средний бизнес. Уже в этом, 2023 году, ЦАРКА отметила рост кибератак на сети аптек, магазинов и др. В этом кроется большая проблема, ведь промышленный сектор давно уделяет внимание кибербезопасности, а средний бизнес пока еще нет. В Казахстане нет отдельной структуры, занимающейся кибербезопасностью, как во многих других странах. Было бы хорошо, если бы появилось отдельное агентство кибербезопасности, которое курирует всю эту отрасль, с учетом бурного роста цифровизации. Казахстан, на самом деле, уже является, скажем так, киберполигоном для хакеров. У нас все уходит в цифру и электронное правительство. Естественно, зарубежным хакерским группировкам это все больше и больше интересно. То есть, если бы у нас не было электронного правительства и, допустим, тех же QR-платежей, мы бы никому интересны ни были. И я подозреваю, что все больше и больше кибератак будет на Казахстан в следующем году. То есть когда хакеры поймут, что в РК есть деньги и мы готовы платить вознаграждение за зашифрованные данные, то будет у нас, мне кажется, большая пандемия этих атак.
Реклама и пиар в 2024 году в Казахстане
Сардор Юлчиев 15 лет помогает управлять изменениями, проектами, маркетингом, людьми и деньгами. Автор фреймворка 6S Management, концепции "Бренд-кипер" и "Бренд икигай" предположил, что нынешняя ситуация в 2024 году будет интересной для тех, кто любит вызовы и хочет быстро разбогатеть. В своем прогнозе он затронул следующее:
Давайте разделим рынок маркетинга и рекламы между классами бизнеса. Например, у крупных международных компаний, которые присутствуют на территории Казахстана, уже давно системно выстроены процессы в маркетинге продукта, а у локальных компаний - своя история.
Есть два типа локального крупного бизнеса, которые преодолели 15-20-летний рубеж. Одни осознали тот факт, что на рынке отсутствует экспертиза, и импортировали топ-менеджмент из-за рубежа, реализовав процессы, более соответствующие действительности. А другие остались на уровне младенчества.
Основатель консалтинговой компании YULCHIEV BRANDS, бренд-инкубатора BINC и платформы для развития руководителей CHANGEMENT также высказался по поводу кризисов:
Бизнес в Казахстане еще не зрелый, и не всегда организации знают, куда смотреть. Мы как младенцы, которые учатся ходить и разговаривать, поэтому многие кризисы проходят у большого, малого и среднего бизнеса бессимптомно.
Мы не увидим в новом году больших провалов у локальных компаний из-за отсутствия явных симптомов кризиса. Мы не увидим инноваций, и это означает, что и инвестиций в эту область не будет.
Состояние тревожности из-за макроэкономической ситуации в мире будет диктовать свои правила. Большие и маленькие все сильнее захотят безопасности, а это, в свою очередь, будет тянуть всех к тактике "делать то, что работало".
Ситуация не обойдет малый бизнес. Тут, кстати, симптомы кризиса ярко выражены. Игроков становится больше, а ресурсы, наоборот, уменьшаются. У малых нельзя отнять голод и желание получить ресурсы. Потенциальные революционеры могут изменить правила игры для всех.
Раз мы не ждем инноваций от больших, значит, придут туда малые. Основой нового маркетинга в новом году должно стать стартап-мышление. Если вы не начнете мыслить как стартап, то выйти на нужный уровень уже не получится, даже если вы крупный. А в этом случае мы столкнемся с повышением стоимости размещения рекламы в каналах.
ИИ в 2024 году в Казахстане
Данияр Муханов, программист и эксперт в сфере генеративного ИИ, прогнозирует следующее:
Не предвижу большую разницу с 2023 годом, потому что у нас нет таких больших игроков, как OpenAI, Майкрософт, Гугл в сфере ИИ. У нас маленькие ресурсы в финансовом, кадровом плане, поэтому мы вряд ли сделаем собственную большую ИИ модель. И поэтому тут особого продвижения ждать не стоит. Просто можно сказать, что инструменты ИИ начнут сильнее входить в нашу повседневную жизнь, без масштабных изменений. Например, я надеюсь, что будет поддержка казахского языка в моделях ChatGPT. Также, будет больше точечных приложений, которые с помощью ИИ могут решить какую-то конкретную проблему. Но держаться эти приложения будут все равно на больших платформах, которые находятся в США и Европе.