В Казахстане появится электронный парламент. Это не значит, что теперь в Мажилисе и Сенате будет заседать искусственный интеллект. Новые IT-технологии позволят депутатам стать более эффективными и оперативными, а их работу сделают более открытой и ответственной. О том, как в Казахстане формируется электронный парламент, какие внедряются технологии, и как будет выглядеть цифровая демократия в нашей стране рассказали в рамках форума Digital Bridge 2023 вице-министр Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Асет Турысов и Депутат Мажилиса Парламента РК Айдарбек Ходжаназаров.
Асет Турысов
– Изначально у нас была сформирована рабочая группа, которая имела задачу повысить эффективность законотворческого процесса (в том числе и с помощью искусственного интеллекта), народного контроля, а также двухстороннего взаимодействия депутатов с избирателями и населением. Естественно, что мы начали с анализа текущей ситуации. Оказалось, что у нас многие внутренние процессы в Парламенте оцифрованы – есть электронный документооборот, онлайн-обсуждение законопроектов, система обращений e-Otinish и многое другое. Но цельного оцифрованного законотворческого процесса у нас нет. Отсутствует сквозной мониторинг, с помощью которого можно было бы узнать, на каком этапе находится законопроект и какие в него внесены дополнения и предложения. Мы поняли, что все эти разрозненные программные продукты нужно объединить в общее целое.
Например, появилась идея совместной работы с документами, как это реализовано в Google Docs. Депутаты смогут вместе анализировать документ, обсуждать его и вносить коррективы. Это позволит избежать многих бюрократических моментов, а эффективность работы повысилась бы в разы.
Одна из основных функций парламента – взаимодействие с гражданами страны. Сегодня народные избранники ездят в регионы, выступают в СМИ, работают в соцсетях и системе обращений e-Otinish. Но мы бы хотели сделать работу народных избранников еще более прозрачной. Так, например, многие депутаты инициируют и продвигают важные законы, но видят ли это люди? Скорей всего, нет. Исходя из этого мы и приходим к концепции электронного парламента, когда эффективность главных функций законодательного органа власти переходит на новый уровень. Поэтому мы создаем платформу e-Parlament, где будут возможности оптимизировать внутренние процессы, повысить эффективность совместной работы с госорганами, а также построить целостный механизм законопроектной работы, чтобы можно было в любой момент понять, на какой стадии работы находится тот или иной документ. И самое главное, чтобы у депутатов и населения был мост в виде единого инструмента, где люди смогут увидеть работу народного избранника, а также задать наболевшие вопросы. Очень важно, чтобы депутат мог видеть аналитику по тем регионам и отраслям, по которым он работает и отвечает перед избирателями.
Сегодня, например, если по какому региону возник вопрос, то депутат делает запрос, собирает информацию, встречается с людьми и только потом начинает работу. Мы же предлагаем концепцию, когда уже с утра у депутата в рабочем кабинете будет собрана вся необходимая информация и аналитика.
Что касается искусственного интеллекта. Например, депутаты решили предложить законопроект. Но для этого нужно проанализировать существующее законодательство, чтобы новый документ не вступал с ним в противоречие. Также, хотелось бы спрогнозировать, как законопроект повлияет на нашу жизнь. Для этого мы собираем огромное количество юристов и экспертов. Они проводят колоссальную работу, которая может длиться несколько месяцев. Искусственный интеллект сможет сделать эту работу гораздо быстрей и эффективней – он проанализирует проект, выявит несостыковки и конфликты с другими документами, а также спрогнозирует его влияние на страну.
Кроме того, он сможет обеспечить нам институциональную память – ИИ-технологии оценят влияние тех или иных норм на государство. Как вы знаете, есть такие законы, которые показывают свою эффективность через несколько лет. А некоторые оказываются бесполезными, и нуждаются в изменении. Накапливая эти знания, ИИ поможет нам разобраться в этих вопросах.
Для перехода на технологии искусственного интеллекта очень важно сначала оцифровать всю нашу информацию, свести ее в единые банк данных, и уже на его основе обучить ИИ-модели.
Наша цель – повысить эффективность и прозрачность законопроектной работы.
Айдарбек Ходжаназаров
– Искусственный интеллект уже здесь. У этой технологии огромные возможности, которые мы можем использовать на благо страны и законодательной деятельности. Он может выявить наиболее наболевшие проблемы и предложить их решение. Также, ИИ-модель способна беспристрастно проанализировать законопроект, чтобы он соответствовал интересам всего общества, а не какой-то конкретной заинтересованной стороне. И действительно важно помнить, что работа с законами – это взаимодействие с Big Data и огромными массивами информации.
Например, мы сейчас хотим представить новый Налоговый кодекс. Но там нужна масштабная подготовительная работа, которая по нашим подсчетам займет около года. Мы полагаем, что искусственный интеллект помог бы нам ускорить процесс и устранить противоречия с действующими законодательными нормами. Плюс, нам бы очень пригодилась помощь ИИ в прогнозировании эффективности принимаемых законов. Это ключевой момент работы парламента.
И еще я хотел бы поднять две проблемы. Во-первых, ИИ принимает решение на основании данных. И чем они точнее, тем более верный вывод будет принят. Однако, у нас есть проблемы со статистическими данными – в них много ошибок. И вот здесь нам нужно провести серьезную работу. Во-вторых, необходимо в будущем избежать злоупотреблений с помощью ИИ. То есть, если кто-то скажет, что мы должны ввести тот или иной закон на основании «авторитетного» мнения нейросетей, должен быть механизм контроля и обсуждения со стороны общества.