Ученые создали самонагревающийся материал, способный растапливать снег и лед без использования соли, реагентов и людей с лопатами. Он поможет снизить аварийность и увеличить долговечность дорожного покрытия.
Исследователи из Университета Дрекселя в Пенсильвании разработали самонагревающийся бетон, который в будущем поможет решить проблемы заснеженных дорог и сократит затраты, связанные с их очисткой и обслуживанием.
– Один из способов продлить срок службы бетонных поверхностей – поддержание их температуры выше нуля в течение зимы. Предотвращение замерзания и оттаивания, а также сокращение необходимости очистки, обработки солью и реагентами – это хорошие способы предотвратить ухудшение состояния дорожного покрытия. Поэтому наша работа направлена на изучение того, как мы можем включить в бетон специальные материалы, которые помогут ему поддерживать более высокую температуру поверхности при похолодании, – говорит главный исследователь лаборатории Advanced Infrastructure Materials Амир Фарнам.
Специальный материал исследователей – это парафин, так называемый фазообменный материал, поскольку он выделяет тепло при переходе из жидкого состояния в твердое при понижении температуры.
Исследователи обнаружили, что бетон поддерживает температуру поверхности от 5,6 до 12,8 °C в течение 10 часов, когда температура воздуха опускается ниже нуля. Выделяемого тепла было достаточно, чтобы растопить 5-6 см снега.
– Наши результаты показывают, что легкий заполняющий бетон с фазовым переходом, обработанный материалом, больше подходит для противогололедных работ при минусовых температурах из-за постепенного выделения тепла, – отметил Фарнам.
Ученые отмечают, что материал подойдет для регионов, где часто происходит смена плюсовой и минусовой температур. Если же морозы длятся днями и неделями, парафин не может накопить тепло для его последующего выделения.