Почти весь Казахстан знает наизусть треки "Ирины Кайратовны", Darkhan Juzz, SAMRATTAMA и 6ellucci но не каждый понимает, в чем их феномен. Мы совместно с Яндекс Музыкой представляем новый эпизод подкаста, где бизнес-подача стала еще более непринужденной, а круг наших гостей — шире и разнообразнее. Музыкальные продюсеры перечисленных исполнителей — Константин Кохан и дуэт Jamal & Ganja — стали участниками PRO ERTEN #29, чтобы рассказать о том, как зарождаются тренды и вирусные композиции. Они поделились, как сегодня создается музыка и какую роль в этом играет стриминг. В фокусе — честный взгляд изнутри: помогает ли музыкальная платформа артисту расти и что изменилось с приходом цифровых решений в индустрию.
Что делают музыкальные продюсеры?
Jamal & Ganja стали известны на казахстанском рынке благодаря продюсированию таких артистов, как "Ирина Кайратовна", 6ellucci и De Lacure:

— Мы являемся мостом между артистом и слушателем. Иногда артисты хотят петь, но не знают, как это оформить. Мы же являемся проводником от точки А до точки Б, чтобы получился результат: полноценная песня, которая вышла и реализовалась, — рассказал Бахтияр Куспеков (Jamal).
Азиз Алпысбаев (Ganja) объяснил специфику работы продюсеров:
В наше время в любой профессии нужно быть многофункциональными, охватывать разные сферы и направления. Творческая деятельность сейчас перекликается с IT-сферой, технологиями, стриминг-площадками и блогингом (ведением соцсетей). Соответственно, продюсер помогает вести артисту свою деятельность и способствует продвижению творчества, подсказывает тренды. Эти тренды продюсер помогает внедрить в работы артиста (например, ИИ).
— Иногда ты видишь тренд — и думаешь: "О, прикольно!" А потом разбираешь, почему это сработало, — поделился Бахтияр.

— Если кто-то внедрил какой-то тренд, мы можем попробовать его со своим артистом, адаптировав что-то, — добавил Азиз.
Ganja признался, что в работе с артистами они с Jamal отмечают зоны роста. При чем, у тех, с кем сотрудничество идет на постоянной основе, это видно с самого начала. А у артистов, которые работают с дуэтом Jamal & Ganja дистанционно, может выявиться не с первым треком. Тем не менее каждый получит рекомендации для роста.
— В какие-то моменты, например, мы пытаемся рэп-артисту привлечь поп-артиста. Это типичный американский ход, как если бы Джастин Бибер исполнял трек с рэпером. У нас такое применяется редко. Как правило, в США второй артист вступает только в третьем куплете (последнем), но наши артисты хотят появиться уже на втором куплете, — отметил Бахтияр.
При чем, как выяснилось, продюсеры "Ирины Кайратовны" не обучались такому искусству намеренно: все дело в опыте. Бахтияр назвал это профдеформацией: когда слушаешь треки — анализируешь.

— У меня немного другая ситуация. Я редко помогаю артистам с точки зрения продвижения. Они приходят ко мне за музыкальным продуктом. А потом они спрашивают у меня: "А как сделать тут, там?" Я отвечаю, но не сильно иду в сторону продвижения, потому что не считаю себя компетентным в этой стезе, — поделился Константин Кохан.
В частности, Константин занимается продюсированием таких артистов, как SAMRATTAMA, dudeontheguitar, Molto Loud, Marty Crown и их с женой личного проекта me and my invisible orchestra. Помогал продюсер и ныне покойному Darkhan Juzz.
— После школы я принял решение, что не хочу техническое образование, хотя у меня были возможности, давали гранты. Тогда я полетел в Малайзию, чтобы учиться на звукорежиссера. А по возвращении в Казахстан устроился работать на студию и понял, что ничего не знаю, начал изучать все с нуля. Я уже 12–13 лет в профессии, — поделился Константин.
Продвижение музыки онлайн

Сейчас артисты не просто "делают музыку": современные реалии диктуют необходимость на развитие своего творчества онлайн. Отдельную роль в этом играют музыкальные продюсеры. Как прежде рассказывал дуэт Jamal & Ganja, звучание к треку Arriva для "Ирины Кайратовны" подбиралось целых полгода:
— Не было задачи "стрельнуть". Просто охота было вайба. Американцы "вайбятся", чего не хватает местным трекам. Они даже могут выложить сырой вариант в интернет, и это станет хитом благодаря вайбу. Вайб — очень абстрактная вещь: ты ощущаешь его, но никогда не можешь сказать, когда он был достигнут. У XXXTentacion была история, как он записал трек Look At Me на микрофон от наушника IPhone, выложил — и стал мировым. Когда это попадает в Billboard, какие вопросы могут быть к качеству? Вообще не важно, где ты записываешь! — рассказал Бахтияр.
Он рассказал, что сотрудничество с "Ириной Кайратовной" и их повсеместная "вирусность" — все было феноменом. Так, по словам Jamal, в основном в Казахстане артисты спорят с продюсерами и пытаются находить компромиссы, а "с ребятами случилась химия, и мы получили то, что имеем на данный момент". Продюсер отметил: химия обусловлена беспрекословным доверием "Ирины Кайратовны" дуэту Jamal & Ganja.
Но что происходит дальше? И как рождается вирусность? Константин Кохан разобрал на примере группы AY YOLA: "Они взяли сэмпл испаноязычной голосовой дорожки и грамотно перепели. Понятно, что за этим всем много стоит и сошлись звезды, я не осуждаю".
— Самая тяжелая задача — сделать музыку популярной: такой, какая понравится обычному слушателю, — отметил Бахтияр (Jamal).
В этой задаче музыкальным продюсерам помогает профессиональное чутье и насмотренность, ведь они тоже являются слушателями. А дальше на помощь приходят современные технологии:
— Нужно просто загрузить звук в TikTok — и все. Это поможет понять, "заходит" он аудитории или нет. Если "нет", то можно выложить другой, — рассказал Бахтияр.
Как отметил Ganja, вирусность контента в социальных сетях во многом зависит и от харизмы артиста. Кто-то может спросонья записать видеоролик под свой звук, и это войдет в "топы" TikTok, а у кого-то такого результата не выйдет попросту потому, что он не любит сниматься.
— 5–6 лет назад было ощущение, что если ты залил свой трек на площадки, ты уже артист. Но нет, — рассказал Константин.
— В Моей волне Яндекс Музыки мне просто попадается музыка, которую я обычно слушаю, и чем больше я слушаю и лайкаю, тем больше подобного я вижу. Для этого даже не надо снимать ничего в TikTok, — поделился Бахтияр.
По мнению Бахтияра, некоторые исполнители могут стать "вирусными" даже без социальных сетей: "Ты вообще не можешь предугадать, как это может работать. Ты знаешь, что ты ничего не знаешь, но надо пробовать".
— Яндекс Музыка — платформа, которая предоставляет услуги и, пожалуй, самая большая в Казахстане, потому что она есть у всех — отметил Бахтияр.

— К тому же, в Казахстане это единственная площадка, которая поддерживает артистов. Ни Spotify, ни Apple Music не работают с артистами. А Яндекс Музыка — за это им большой респект — отслеживает, что происходит на местном рынке, устраивают мероприятия, подсвечивают все новинки, стараются вывести их на витрину и курируют плейлисты. Они всегда помогают нашим артистам быть услышанными, — добавил Константин.
Это вносит изменения в музыкальную индустрию Казахстана, ведь раньше, чтобы быть услышанными, казахстанским исполнителям приходилось сначала завоевывать популярность и уважение за пределами родной страны. Теперь же самым важным компонентом является попадание в Мою волну. Как отметил Бахтияр, "Моя волна стала как радио".
Подробнее о музыкальной индустрии, Казахстане и своих кейсах Константин, Бахтиар и Азиз рассказали в 29-м эпизоде подкаста PRO ERTEN. Там они ответили на эти (и многие другие) вопросы:
- Как начинали свой путь в музыкальном продюсировании Константин Кохан, Jamal & Ganja?
- Что важнее в продвижении — бюджет или талант?
- Как вывести казахстанских артистов на международный уровень?
- Сколько зарабатывают казахстанские исполнители?
- Что ждет Казахстан в ближайшее время в сфере музыки?