В Казахстане вступил в действие, так называемый, закон о блогерах, который регулирует деятельность авторов цифрового контента. Что изменилось в работе криэйторов, какие требования к ним предъявляются и какая ответственность ждет за нарушение законодательства – er10.kz пообщался на эти темы с вице-министром информации и общественного развития Евгением Кочетовым на площадке Media Week.
10 июля Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе». Спустя 60 дней новый нормативный акт вступил в действие. Одно из главных изменений – все инфлюенсеры, которые ведут коммерческую деятельность, обязаны зарегистрироваться в качестве предпринимателей.
– В законе есть определение «инфлюенсер». Неважно, сколько у него подписчиков. Если человек, ведет предпринимательскую деятельность на базе онлайн-платформы, то он должен осуществлять ее как субъект микро-бизнеса или МСБ в зависимости от объемов. А это значит, что нужно зарегистрировать ИП или ТОО. Многие инфлюенсеры уже официально зарегистрировались в качестве предпринимателей. То есть, нет никаких специальных норм по регистрации блогеров. Сказано лишь то, что если ты ведешь бизнес, то должен это делать в соответствии с нормами Предпринимательского кодекса РК, – говорит вице-министр информации и общественного развития Евгений Кочетов.
Самое главное – авторы и потребители цифрового контента получили свой закон, в котором прописаны их права и обязанности.
Введены такие понятия, как «инфлюенсер» и «пользователь онлайн-платформы». Первые теперь считаются предпринимателями со всеми вытекающими отсюда последствиями. Фактически, авторам цифрового контента теперь придется платить налоги со своих доходов.
Согласно Предпринимательскому кодексу РК, «обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя подлежат физлица, которые используют труд наемных работников на постоянной основе, а также имеют от частного предпринимательства годовой доход, исчисленный в соответствии с казахстанским налоговым законодательством, в размере, превышающем 12-кратный минимальный размер заработной платы». Инфлюенсеров, подпадающих под это определение, в Казахстане немало.
Более того, закон обязывает их маркировать рекламный контент, а также отвечать за распространение ложной информации.
– Что касается маркировки рекламы – мы здесь не стали ничего изобретать. Мы просто взяли опыт ведущих блогеров и онлайн-платформ, и скомпоновали лучший опыт. Более того, эти правила пока находятся на рассмотрении и утверждении. Мы хотим, чтобы новые правила не влияли на бизнес. Правила будут максимально гибкими и лояльными, – отметил Евгений Кочетов.
Еще два существенных требования касаются владельцев онлайн-платформ – модерация контента и интеграция государственного языка в интерфейс. Как предполагается, такое регулирование позволит государственным органам бороться в фейками и противоправным контентом.
– До вступления в силу нового закона, вопросы борьбы с ложной информацией решались при помощи Уголовного кодекса. И когда мы посмотрели статистику, оказалось, что за прошлый год было направлено более 200 предписаний по пользователям, которые написали сообщения, имевшие признаки фейков. Фактически это означает, что в потенциале могло быть заведено более 200 уголовных дел. И мы тогда задались вопросом: «Справедливо ли за публикации в соцсетях заводить уголовные дела?». И мы вместе с депутатами поняли, что это далеко не всегда правильно. Поэтому и было принято решение о частичной декриминализации этой статьи. Есть разные ситуации, и мы это прекрасно понимаем, – заявил Евгений Кочетов.
Если уполномоченные органы обнаружат незаконный контент на онлайн-платформе, то ее представителям будет отправлено уведомление о необходимости его удаления. Если распоряжение не будет выполнено, то уполномоченный орган получает право ограничить деятельность данной онлайн-платформы.
В законодательстве теперь прописана ответственность за распространение ложной информации на онлайн-площадках.
- для физических лиц – штраф в размере 20 МРП;
- для блогеров, занимающихся предпринимательской деятельностью, – 40 МРП;
- для субъектов малого предпринимательства и НКО – 30 МРП;
- для представителей среднего бизнеса – 50 МРП;
- для крупного бизнеса – 100 МРП.
При повторении нарушения в течение года размер штрафа удваивается. Для инфлюенсеров повторное нарушение будет стоить 50 МРП или административный арест до 15 суток.
Кстати, мессенджеры WhatsApp и Telegram согласно законодательству теперь тоже считается онлайн-платформой. На них также распространяются требования законодательства.
– Мы должны защитить пользователей от вредного контента. Посмотрите, сколько людей пострадали от финансовых пирамид, какой вред наносит семьям лудомания, как молодежь вовлекают в наркоманию и теневые сервисы по распространению наркотиков. Каждый из нас понимает, насколько пагубное влияние такая информация может оказывать на людей и особенно детей. Поэтому в законе есть перечень вредоносной информации, за появлением и распространением которой, мы следим, – резюмировал Евгений Кочетов.