Налоговая будет передавать ваши данные другому ведомству. Так, 13 октября 2026 года вступает в силу совместный Приказ министра финансов и руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам. Будут введены в действие новые Правила, которые определят какие сведения, когда и в какой срок налоговые органы будут передавать в Бюро.
Всего 45 видов сведений, основные из них:
— численность наёмных работников, суммы ИПН и ОПВ по работодателям
— уплаченные налоги, социальные отчисления и пенсионные взносы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
— доходы и расходы ИП, совокупный годовой доход и расходы юридических лиц, данные бухгалтерского баланса
— сведения из ЭСФ, СНТ и фискальных чеков
— данные деклараций по формам 200.00, 910.00, 920.00, приложений к ним и расчёта по форме 641.00
— сведения о внешней торговле, экспорте и импорте в рамках ЕАЭС, в том числе по форме 328.00, а также из транзитных деклараций
— платы за пользование природными ресурсами и за негативное воздействие на окружающую среду
— сведения о самозанятых, налогоплательщиках на СНР, неблагонадёжных и бездействующих налогоплательщиках, лицах, признанных банкротами, и приостановлении налоговой отчётности
— данные владельцев интернет-площадок, лиц, доставляющих товары при электронной торговле, пользователей интернет-платформ и лиц, занимающихся цифровым майнингом.
Что это значит для бизнеса?
Не секрет, что ранее не существовало прямого обмена между Комитетом государственных доходов и Бюро по статистике, поэтому сверить данные не представлялось возможным.
Зачастую бухгалтеры «рисовали» данные для статистики, либо предоставляли их искаженными или не в полном объеме. Не скажу, что все бухгалтеры, но многие — да. И это было обусловлено не столько желанием исказить информацию, сколько сложным логическим контролем в самих стат. отчетах, постоянно меняющимися формами, сроками и так далее.
Теперь так делать нельзя.
Бюро по статистике будет сличать данные из стат.отчетов с данными налоговых отчетов.
Сведения будут поступать через интеграцию цифровой системы КГД «Smart Data Finance» с интегрированной цифровой системой Бюро «е-Статистика». Обмен будет проходить через «цифровое правительство» в формате XML, данные будут удостоверяться электронной цифровой подписью (ЭЦП). До запуска интеграции КГД будет направлять сведения в Бюро по FTP-каналам.
Правила будут регулировать обмен данными между КГД и Бюро, самостоятельно представлять ничего не нужно: сведения будут получаться из отчётности, отправленной в налоговую.
При этом, если в части налоговых отчетов (пропуск срока сдачи) предусмотрено на первый раз административное взыскание в виде предупреждения, а за повторное нарушение — штраф, то за статистические отчеты предусмотрены сразу штрафные санкции, без всяких предупреждений.
Штрафы за несдачу отчётов или предоставление неверных сведений:
— на физических лиц — 10 МРП (43 250 тенге)
— на должностных лиц, на НКО, субъектов малого бизнеса — 14 МРП (60 550 тенге)
— на субъектов среднего предпринимательства — 20 МРП (86 500 тенге)
— на субъектов крупного предпринимательства — 120 МРП (519 000 тенге)
За повторное нарушение в течение года штрафы повышаются.



