Интернет-издание о бизнесе, стартапах и IT-технологиях

Популярные теги:
Главная страница / Читать / Эволюция поисковых систем – от Archie до Google

Эволюция поисковых систем – от Archie до Google

Информация в интернете стала широко доступной пользователям, не в последнюю очередь, благодаря поисковым системам. Уже сложно представить, что ответ на какой-то вопрос, будь то дефиниция неизвестного слова, фильм с Киану Ривзом или рецепт пиццы, не найдётся по одному запросу в Google.
Эволюция поисковых систем – от Archie до Google

Информация в интернете стала широко доступной пользователям, не в последнюю очередь, благодаря поисковым системам. Уже сложно представить, что ответ на какой-то вопрос, будь то дефиниция неизвестного слова, фильм с Киану Ривзом или рецепт пиццы, не найдётся по одному запросу в Google. Сегодня мы поговорим о том, почему поисковые системы стали настолько эффективными и какие опасности за этим кроются.

Самым первым инструментом, способствующим поиску информации в интернете, был Archie, созданный в 1990 году Аланом Эмтиджем, Биллом Хиланом и Питером Дойчем. Чтобы пользоваться Archie, пользователю нужно было знать точные слова в заголовке сайта. Если проводить аналогии с реальным миром, то первый поисковик знал название песни, но не знал её текста.

Эволюция поисковых систем – от Archie до Google

Однако уже в 1993 году появился Jump Station, внедривший основные компоненты, которые до сих пор используют современный системы, а именно:

  • поисковой робот;
  • поисковой индекс;
  • поисковой запрос.

Отходя от истории, давайте разберёмся за что они отвечают.

Поисковый робот – анализирует страницу и сохраняет информацию о ней на сервере системы, а также добавляет все внешние ссылки в очередь своего анализа. Насколько часто поисковый робот анализирует сайт и насколько релевантной считается информация, зависит от алгоритмов каждой отдельной поисковой системы.

Поисковый индекс – содержит информацию о документах. Основная цель индексации – повышение скорости запроса. Без него приходилось бы каждый раз сканировать огромное количество данных, что увеличило бы процесс с миллисекунд до часов. В наше время помимо заголовка сохраняется полный текст страницы, а также мультимедийные файлы.

Эволюция поисковых систем – от Archie до Google

Поисковый запрос – это то, с чем мы и взаимодействуем. Он может делиться на несколько форматов в зависимости от нужд пользователя. А именно:

  • поиск по картинке;
  • информационный запрос – поиск информации в текстовом виде;
  • навигационный запрос – поиск компании или сайта.

Девяностые были периодом, когда поисковые системы появлялись, исчезали и продолжали развиваться. Хотелось бы отметить Ask Jeeves – его разработчики хотели, чтобы люди использовали повседневную речь, а не строгие ключевые слова. Можно вспомнить и Northern Light, который был сфокусирован на создании поисковика для корпораций и закрытых систем.

Все поисковые системы, о которых мы говорили до этого, остались в истории. Теперь настало время Google, который появился в 1998 году на основе системы BackRub.

Поисковик получил успех благодаря своему алгоритму PageRank. На тот момент, чтобы попасть в ТОП выдачи поисковых систем, сайтам достаточно было просто сотни раз повторить на своих страницах ключевые слова. PageRank, в свою очередь, сравнивал не только внутреннее содержание страницы, но и то, насколько часто другие сайты оставляли ссылки на данный ресурс. Эта система похожа на цитируемость в академической среде – чем больше других учёных говорят о вашей работе в своих исследованиях, тем значимее ваш статус. Конечно, и у подобной системы были недостатки. На протяжении долгого времени существовали целые «фермы» ссылок, созданные для того, чтобы искусственно поднять страницу вверх. Со временем алгоритм значительно усложнился и теперь этот показатель является лишь одной из переменных в системе ранжирования сайтов.

На данный момент Google является самым используемым поисковиком в мире и занимает более 90% доли рынка (затем идут Bing от Microsoft, китайский Baidu и Яндекс).

Эволюция поисковых систем – от Archie до Google

Стоит понимать, что большинство поисковых систем – это коммерческие разработки. Так как же они зарабатывают? Размещением рекламы в поисковике – когда сайт-рекламодатель отображается наверху поисковой страницы при наличии релевантного запроса. Но самый главный способ заработка на данный момент – это сбор информации на основании поисковых запросов пользователя. Это довольно обширная тема, поэтому мы затронем её вкратце.

При написании одного и того же запроса, разные пользователи получат отличающуюся информацию. К примеру, геймер при поиске слова «сталкер» в первых строках увидит серию видеоигр. Любитель литературы получит ссылку на одноимённый роман братьев Стругацких. Их мама увидит определение этого слова и, возможно, рецепт салата «Сталкер».

Всё это происходит потому что поисковые системы собирают и используют вашу информацию – геолокация, операционная система, язык которым вы пользуетесь, предыдущие запросы и т.д.

Эти алгоритмы действительно улучшают качество поиска, но создают много моральных дилемм.

– Находитесь ли вы в блаженном неведении, пребывая в информационном пузыре, созданном на основе того, что вам нравится?

– Не мешает ли вам это формулировать более развернутое мнение по темам, с которыми вы сталкиваетесь каждый день?

– Не стали ли вы тратить больше денег, потому что реклама, которую вы видите, предлагает интересные вам товары со скидками?

И даже если вы ответите отрицательно на эти вопросы, то вполне вероятно существуют миллионы людей, на чью жизнь прямо или косвенно влияют поисковые алгоритмы.

Поделиться статьей в соц. сетях

Share on telegram
Share on twitter
Share on facebook
Share on whatsapp

Автор

Редакция Er10.kz

Теги статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Другие статьи по теме