GameDev — та индустрия, которая набирает все большее влияние и колоссальные обороты по всему миру. К сожалению, хотя гейминг как хобби в Казахстане находится на высоком уровне, сама разработка игр развивается крайне медленно. Редакция Er10 Media решила узнать, как и где могут реализовать свой потенциал казахстанцы, заинтересованные в создании и продвижении игр. Так мы нашли столичный GameDev Center при Astana Hub и решили сделать на него обзор.
Что такое GameDev Center?
- Образовательное и творческое пространство для энтузиастов в индустрии мобильных и компьютерных игр;
- Место, где можно получить знания и обменяться опытом с другими;
- Один из приоритетных технологических центров Astana Hub, нацеленный на развитие IT-стартапов в стране.
GameDev Center создали осенью прошлого года в Astana Hub при поддержке Министерства цифрового развития и аэрокосмической промышленности РК. Обучиться можно по следующим направлениям:
- 3D-моделирование,
- анимация,
- развитие gamedev-стартапов,
- программирование на Unreal Engine 5.
Мы побеседовали с представителями GameDev Center из AstanaHub, чтобы понять, для чего этот центр был создан и какую помощь он может оказать стартаперам.
Жансая Касымтаева, главный менеджер офиса корпоративных инноваций Astana Hub, согласилась дать свои комментарии.
— Можете рассказать, каких результатов удалось достичь GameDev Center за год с момента открытия?
— GameDev Center в Astana Hub технически существует уже полтора года, открыли мы его как R&D центр совместно с образовательным центром OMNIUM. Однако, активно вовлекать сообщество и популяризировать игровую разработку мы начали примерно в ноябре прошлого года, год назад. Наш первый онлайн митап на тему GameDev "ценности игр и возможности игровой индустрии", совместно с кураторами GameLab KBTU и представителями бизнеса игр, прошел 9 ноября. Для меня лично это был такой кик-старт. Там мы обсуждали то, что в Казахстане нет компаний, которые бы инвестировали в геймдев, и что люди относятся к нему не очень серьезно. За прошедший год мы провели множество мероприятий и активностей, которые немного, но помогли решить данные проблемы.
За год работы центра мы:
Совместно со школой OMNIUM и менторам из числа участников Astana Hub, провели совместную инкубационную программу, где были созданы 7 команд и 7 демо-версий игр. На данный момент 5 из 7 команд продолжают разрабатывать игры. 3 из 5 команд продолжают работать над своими первыми играми, что на самом деле очень хороший результат, если считать, что ребята пришли без опыта игровой разработки.
У нас есть 2 флагманские конференции, которые тусовка Астаны уже хорошо знает.
ART это ежемесячная конференция для художников и деятелей цифрового искусство. На сегодняшний день провели уже целых 14 "ART"-ов и туда стабильно приходит в среднем по 30 человек. Также, мы проводим GameDev Weekend. Это конференция, где обсуждаются актуальные вопросы игровой разработки, а также, где у каждой молодой команды или инди-разработчика есть возможность поучаствовать в открытом микрофоне, рассказать о своем игровом проекте и получить фидбек от сообщества в реальном времени. Вообще, за год мы провели более 40 различных образовательных мероприятий.Одно из очень важных для нас событий это проведение Indie Games Demo Day. Впервые в Астану приехал We Play Ventures, турецкий венчурный фонд. Он фокусируется на инвестициях в игровые проекты. У 8 команд из Астаны, Алматы и Караганды был шанс пропитчить свои команды и проекты перед настоящими инвесторами и получить развернутый фидбек о том, что нужно улучшить в их бизнес-моделях. Насколько я знаю, многие из команд далее связывались с WePlay Ventures. Более того, WePlay Ventures проводят бесплатную акселерационную программу для игровых стартапов ежеквартально. До этого мероприятия одна из наших команд, Borsyq Games, прошла в данную акселерационную программу.
Показателем всей нашей годовой работы был Digital Bridge 2023, где 5 наших команд показали свои игры. Мы также позвали несколько инди-студий вне центра, чтобы дать возможность презентовать свои проекты. 2 панельные сессии были посвящены тематике геймдева на форуме. На одной сессии были настоящие представители мирового геймдева, которые наставляли наших ребят на то, как масштабироваться и привлекать инвестиции. Тогда как на второй были главные представители Казахстанского геймдева, и они делились своим опытом, давали наставления молодым командам.
рассказала Жансая Касымтаева
— Почему в Казахстане медленно развивается игровая индустрия?
— На самом деле, уже сейчас заметны позитивные изменения. С приходом на рынок таких крупных студий, как Playrix, Mytona и G5 Games, у молодежи появляется интерес. Нельзя недооценить вклад данных компаний в развитие нашего сообщества. Конечно же, стоит отметить и местные казахстанские команды, которые способствуют активному развитию индустрии, к примеру, студию OGames.
— Как в вашем центре набирают инди-команды? Ребята, специализирующиеся в разных областях, приходят к вам, и вы сами объединяете их в группы, или желательно уже иметь свою команду на старте?
— Сначала OMNIUM набирает заинтересованных людей на свои курсы Pipeline 3.0, где те обучаются азам разработки игры со всех сторон:
- ART,
- Программирование,
- Геймдизайн.
После 3х месяцев ученики делятся на команды. В каждой из них обязательно должен быть программист, художник, аниматор и геймдизайнер. После распределения команд, выбирается концепт игры.
— Затрагивается ли тема финансирования в основе развития GameDev-стартапов? Понимают ли участники на выходе то, как им монетизировать свои разработки?
— Обязательно. Наша цель в том, чтобы создать будущие рабочие и бизнесовые команды. О монетизации ребята задумываются еще во время создания концепта. Для этого мы проводим специальные сессии.
— А можете вкратце рассказать и нам, как монетизировать свой GameDev-стартап? Пошаговый план.
— Каждый план зависит от платформы, жанра и рынка:
- Если вы делаете ПК-игру, то ты выкладываешь ее на стим, стараешься сделать хороший тизер и продаешь (в идеале).
- Если же говорить о мобильном гейминге, то там все немного сложнее. Во-первых, нужно продумывать способ монетизации еще на ранних стадиях, чтобы они не противоречили с логикой геймплея, будет ли это реклама в игре, внутриигровые покупки или подписка. Далее маркетинг и очень много метрик, которые нужно иметь в виду. К примеру, Cost per Install, стоимость каждого скачивания или стоимость одного клиента.
Если кратко и утрированно, то общий план может выглядеть так:
- Разработка концепта игры;
- Модель монетизации;
- Маркетинг;
- Аналитика;
- Обновления;
- Постоянная аналитика и обновления.
— Нужно ли иметь какой-либо бэкграунд в IT/дизайне, чтобы обучаться в вашем центре? Или можно прийти абсолютно из любой сферы, имея один только энтузиазм и идею для игры?
— Конечно, все зависит от того, кем планирует стать человек в будущем. Будет сложно обучить разработчика игр за 3 месяца, если у него нет никакого понимания в программировании. Но так как у нас есть разные роли в команде, то может прийти желающий, который нацелен на активное обучение.
— Можете спрогнозировать, как будет развиваться и меняться рынок игр в Казахстане в 2024 году?
— Наше сообщество развивается с каждым годом. Если пойти на тематические мероприятия, такие как Comic Con или AGGE, то можно увидеть много молодых ребят, которые делают свои игры. Я надеюсь, что в следующем году мы уже сможем поиграть в игры этих команд, и что будет создано больше новых проектов. Мне кажется, геймдев будут воспринимать серьезнее на всех уровнях.
— Когда Казахстан сможет делать конкурентные gamedev проекты на мировом уровне?
— Много проектов уже успешны, просто их разработчики часто не любят говорить о себе. Мне кажется, это связано с тем, что у них относительно небольшие команды, поэтому все время уходит на процесс разработки и просто не хватает времени активно участвовать в PR-продвижении. Думаю, через пару лет мы узнаем о многих классных командах, а пока важно знать об уже существующих:
- OGames с играми CarParking Simulator (более 100 миллионов скачиваний на Google Market);
- MadOut2 Big City Online (более 10 миллионов скачиваний);
- Funtyx Games, которые активно популяризируют детские игры;
- iDos Games, которые делают игры на блокчейне;
- Rhinotales, сделавшие интерактивную видеоигру She Sees Red, которая есть на Sony.
Обозревая GameDev Center, мы узнали о его особенностях:
Современная техника, имеющаяся в центре, помогает разработке именно такой игры, о какой вы мечтаете. В арсенале имеются:
- графические планшеты,
- мощные компьютеры для обработки визуальных данных,
- очки виртуальной реальности,
- дополнительное оборудование для разработки игр.
Обучение проходит в нескольких локациях:
- в GameDev Classroom проводятся обучающие мероприятия,
- в GameDev Lab участники создают свои проекты и исследуют новые технологии.
Для всех желающих также проводятся различные воркшопы и мастер-классы. Есть и флагманские мероприятия:
- GameDev Weekend — ежемесячная конференция для разработчиков и любителей видеоигр с возможностью обмена опытом и нетворкинга;
- ART — конференция для тех, кто интересуется цифровым искусством, графическим дизайном и другими формами визуального искусства.
Еще нам удалось выяснить, что сейчас в центре работают 5 инди-команд, разрабатывающих свои мобильные игры. Лидеры трех из этих команд согласились дать нам небольшие комментарии и больше рассказать о своих стартапах и целях в индустрии.
— Расскажите о своем GameDev-стартапе. В чем он заключается, какой это жанр и какие есть особенности?
Borsyq Games, Олжас Аманжолов: Eden: Tale of the Forest Guardian — захватывающий приключенческий 3D-платформер с нотками Метроидвании. Погрузитесь в удивительную параллельную вселенную, где вы станете последним Хранителем, защищающим мистический лес от вторжения корыстных людей и бездушных роботов. Откройте тайны своего прошлого, исследуя локации, многие из которых созданы на примерах реальных удивительных мест нашей планеты. Eden обещает атмосферное и красочное путешествие, подобного которому еще не было. Приготовьтесь к незабываемому приключению!
Vanguard, Абылайхан Абильмажинов: Наверняка, вы все играли в такие проекты, как: The Elder Scrolls V: Skyrim, God of War: Ragnarök, Ghost of Tsushima, разные части Assassin's Creed или Prince of Persia. В каждой из этих игр растиражированы хорошо знакомые нам образы европейской готической, греческой, египетской, скандинавской или японской культуры с их традициями и колоритными особенностями. Каждый день в фильмах или сериалах данные образы и культуры только закрепляются, в то время как наша пока остается малоизвестной и плохо изученной. Взяв за основу тему тюркской мифологии, мы решили сделать репрезентацию тюркской культуры и мифологии через игру. Через знакомые всем механики классических РПГ-игр, игрок будет погружаться в историю героя, который пройдет через множество испытаний на своем пути.
Главного героя зовут Лашин, ему 16 лет. На его деревню напали, а он успел убежать. Он ищет учителя, который научит его боевому искусству. Затем, с новыми силами он вернет свою деревню.
Corgi Bites, Амир Айткулов: Нашим первым проектом стала мобильная игра ProjectRED, детектив в сеттинге Казахстана 1970-х. Игра выпущена на Android, однако является демо-версией. Сейчас мы разрабатываем новый casual idle tycoon проект совместно с нашим паблишером.
— Сколько времени у вас ушло на разработку проекта?
Borsyq Games, Олжас Аманжолов: Демо к данному проекту готовили в течении 6 месяцев.
Vanguard, Абылайхан Абильмажинов: 4 месяца.
Corgi Bites, Амир Айткулов: Мы в составе пяти человек делали ProjectRED 4 месяца (не фултайм).
— Какой язык программирования вы использовали?
Borsyq Games, Олжас Аманжолов: Разработка велась через систему визуального программирования (blooprint system) в движке Unreal Engine.
Vanguard, Абылайхан Абильмажинов: Мы использовали систему скриптов в виде нод уже существующих в движке Unreal Engine.
Corgi Bites, Амир Айткулов: Мы использовали так называемые “блюпринты” — визуальное программирование, встроенное в движок Unreal Engine 5.
— Можете рассказать о вашем «ДО» и «ПОСЛЕ» в GameDev Center? Чего вы достигла благодаря центру, с чего вы начинали? Какие исходные данные у вас были?
Borsyq Games, Олжас Аманжолов: До появления GameDev Centre и школы Omnium, мы вообще не умели разрабатывать игры. Они научили нас работать в команде над одним общим проектом, а также предоставили нам место, где мы можем собираться и работать над своими проектами в любое удобное время.
Vanguard, Абылайхан Абильмажинов: Мы значительно подтянули нашу визуальную часть, так как могли вместе находиться в одном месте с хорошим оборудованием. Также, мы прокачали нашу презентабельность, так как здесь мы уже много раз питчились и набивали шишки. Познакомились с новым комьюнити, который, как и мы горит геймдевом.
Corgi Bites, Амир Айткулов: Благодаря центру мы находим единомышленников, получаем и делимся знаниями о геймдеве. Также, центр предоставляет нам доступ к Astana Hub и рабочим компьютерам, что помогает нам в разработке. Центр проводит множество мероприятий, которые создают связи между людьми в новой индустрии для Казахстана. Для нас это очень важно.
— Как вы дальше планируете развивать проект, на какие рынки хотите выходить, какие у вас цели?
Borsyq Games, Олжас Аманжолов: На данный момент мы дорабатываем Eden для выпуска на другие платформы. К тому же, сейчас ведется разработка нового проекта под мобильные устройства.
Vanguard, Абылайхан Абильмажинов: Мы собираемся выпустить проект в июне 2024 года. В период разработки ищем инвесторов и различных спонсоров для игры. Собираемся выходить на Турцию и восточную Европу.
Corgi Bites, Амир Айткулов: На данный момент наша первостепенная цель — создать продукт, который будет приносить реальную прибыль. В случае успешности проекта, хотим перевести ребят на зарплаты, и в перспективе продолжить работать над новыми мобильными проектами.
Если вас вдохновили ответы ребят или наше небольшое исследование геймдева, приглашаем вас писать в комментариях ваши идеи игр!