Бауыржан Сериков — генеральный директор школ Tamos, который прошел большой путь для того, чтобы способствовать развитию сферы образования в стране. Он стал героем подкаста PRO ERTEN #23 и рассказал об изнанке обучения и преподавания в казахстанских учреждениях, выборе правильной школы для детей, поступлении в вузы и трендах, которые диктует современный мир.
От учителя — к CEO: путь героя и казахстанское образование
Героя нового эпизода подкаста PRO ERTEN по праву можно назвать экспертом в сфере образования — его карьера стартовала в 2010 году, когда он начал преподавать в НИШ, и уже спустя два года Бауыржан стал заведующим кафедрой истории и гуманитарных наук. Еще через пару лет он вновь поднялся по карьерной лестницей, заняв позицию завуча по научно-методической работе, а спустя год начал работу заместителя директора по внешним связям. На последней должности герой подкаста проработал 5 лет и смог получить опыт общения с учителями со всего мира, узнать о тенденциях образования в разных странах. После этого Бауыржан стал директором по международной аккредитации, помогая школам НИШ открывать новые возможности для своих учеников. Затем он был назначен директором NIS IB в Астане, где работал в окружении преподавателей, имеющих магистерский диплом, что поспособствовало решению Серикова продолжить обучение. Герой подкаста поступил на магистратуру в сфере образования в Назарбаев Университет. Казахстанский вуз был выбран неслучайно: Бауыржан, будучи главой семейства и отцом, предпочел обучаться в родной стране. Стоит отметить, что зарубежное образование у генерального директора школ Tamos Education все же имеется: в рамках работы в филиалах НИШ Бауыржан проходил повышение квалификации в европейских учреждениях и даже проучился несколько месяцев в Кембриджском университете!
На последней должности герой подкаста проработал 5 лет и смог получить опыт общения с учителями со всего мира, узнать о тенденциях образования в разных странах. После этого Бауыржан стал директором по международной аккредитации, помогая школам НИШ открывать новые возможности для своих учеников.
Затем он был назначен директором NIS IB в Астане, где работал в окружении преподавателей, имеющих магистерский диплом, что поспособствовало решению Серикова продолжить обучение. Герой подкаста поступил на магистратуру в сфере образования в Назарбаев Университет.
Казахстанский вуз был выбран неслучайно: Бауыржан, будучи главой семейства и отцом, предпочел обучаться в родной стране. Стоит отметить, что зарубежное образование у генерального директора школ Tamos Education все же имеется: в рамках работы в филиалах НИШ Бауыржан проходил повышение квалификации в европейских учреждениях и даже проучился несколько месяцев в Кембриджском университете!

После магистратуры Бауыржан Сериков принял предложение от Tamos Education — и вот уже три года держит бразды правления филиалами школы в своих руках. Пройдя огромный путь и получив колоссальный опыт, Бауыржан выделил три главных качества для руководителей в сфере образования:
- Нужно всегда быть готовым к изменениям и при этом выбирать, хотите ли вы идти по общим трендам — или желаете их создавать;
- Не забывать фундамент науки и преподавания;
- Видеть картину целиком. Понимать, в каком направлении идет министерство просвещения, как развиваются остальные школы, IT-сфера, какие есть тренды и др.
— Частный сектор имеет свой контекст и хорошие традиции, поэтому с реформами нужно быть аккуратными и прагматичными. Внедрять только то, что нужно. Мы смотрим, какие услуги востребованы на международном рынке — и стараемся их все взрастить у себя. Это касается многих образовательных программ и экзаменов: advanced placement, SAT, TOEFL и тд., — отметил Бауыржан Сериков.
В подкасте PRO ERTEN Бауыржан также назвал ключевые вызовы в современной сфере образования:
- Скорость принятия решений: "Мы должны двигаться с высокой скоростью, но при этом минимальным количеством ошибок. Я считаю, что образование и медицина - те сферы, которые не могут их (ошибок) себе позволить. Но не все человеческие ресурсы способны определить, чего хочет команда и действовать слаженно".
- Повышение интереса к образованию: "Я считаю, что на данный момент ценность образования продолжает расти. Это — долгосрочная инвестиция и для страны, и для родителей".
Tamos: система образования и принципы
За 27 лет, что на рынке развиваются школы Tamos Education, появилось множество частных школ, а в последние годы их становится еще больше. Бауыржан считает, что это имеет как преимущества, так и риски:
— То, что сейчас растет количество школ, имеет как плюсы — конкурентная среда, так и минусы — ведь, как я уже сказал, медицина и образование не должны допускать ошибок. И частная школа никогда не была той бизнес-моделью, которую берешь и масштабируешь... и она приносит прибыль в "иксовом" формате. Но так не работает. Когда молодые люди хотят запустить стартап в сфере образования и спрашивают у меня, как это сделать, хочется ответить: сначала нужно пройти весь путь от учителя хотя бы до директора. Тогда и вопросов будет меньше.
К тому же, не каждый выдержит изменения, которые диктует нынешнее время. Так, по словам Бауыржана, "если раньше время стратегического планирования составляло 5 лет, то сейчас, в частности в сфере образования, оно сократилось до 3 лет". А значит сотрудники и управленцы школ должны своевременно реагировать на все изменения в турбулентном мире.
Герой подкаста привел в пример происходящее в разных странах: так, политические ситуации могут сказываться на количестве грантов для казахстанцев, их предпочтении в изучении языков и многом другом. А система образования должна отслеживать это — и реагировать. Например, сейчас на повестке трендов лидирующую позицию занимает искусственный интеллект. Несмотря на то, что тема вызывает активные споры, Сериков делится, что школа Tamos внедряет новейшие технологии:
У нас есть запрос на автоматизацию управления. Сейчас работаем над чат-ботом и AmoCRM для /упрощения коммуникации с будущими и текущими клиентами.

При этом, несомненно, в том, что ИИ стал доступен для школьников, есть и риски, о которых рассказал герой подкаста:
— Если не использовать свой потенциал и интеллект и постоянно полагаться на готовый ответ ИИ, то не думаю, что это положительно скажется на умственном развитии целого поколения, особенно в школьном возрасте. Мы в Tamos Education не то что готовим будущих профессоров математики, химии и биологии, а растягиваем умственные возможности наших школьников и устраиваем им тренажер для критического мышления. С другой стороны искусственный интеллект заставляет нас пересмотреть нашу ценность как человека, ведь интеллектуальные способности можно "вывести на аутсорс". Но даже последние версии ИИ совершают ошибки. Вопрос: кто их обнаружит? Если ты не умеешь решать математические задачи, то не увидишь эти ошибки. Если не разбираешься в IT, не заметишь ошибку в коде. Я не спорю с тем, что ИИ может дойти до главной точки идеала, но кто будет ставить задачи ему и перепроверять? Человеком должна совершаться экспертная деятельность.
Бауыржан отмечает, что в некоторых случаях нужно не идти за трендами, а выбирать ценности. Пять лет назад он столкнулся с критикой: якобы детей уже не нужно заставлять учить и запоминать материалы, ведь все уже автоматизировано. Однако с этим генеральный директор Tamos Education категорически не согласен: "Если мы возьмем крупнейшие международные программы в старших школах, то на экзаменах там никто не допускает телефонов. А как можно решать задачи, если не запомнили формулы? Я сторонник того, что человек достигает прогрессу благодаря тому, что многое в юности запоминает, создает нейронные связи."
— Конечно, нужно делать упор на самые высокие навыки по таксономии Блума: синтез, творчество, анализ. Но невозможно обучить творчеству, не обучив фундаменту — запоминанию и пониманию каких-то концепций, — подытожил Бауыржан.
В школах Tamos Education, как рассказывает герой подкаста, стараются развивать разные навыки у учеников — и soft skills, и hard skills. "Мягкие" навыки особенно нужны во время презентации и процесса коммуникации, ведь дают умение доносить основную мысль:
— Многие критики госпрограммы говорят, что некоторые предметы по типу русского/казахского языков и литературы устарели. Но презентации школьников говорят обратное: мы видим, как ученики умеют строить информативные предложения и не лить воду, а доносить главное. Поэтому актуальность языков никуда не ушла. Учите их, это нужно. Касательно "твердых" навыков могу сказать, что мы делаем упор на наши основные направления — лабораторию зеленых технологий, летательные аппараты, мастерскую FabLab, программирование и робототехнику, а также 3D-дизайн. Мы гордимся тем, что у наших учеников есть проектное мышление и включенность, — объяснил герой подкаста.
Ранее мы писали о ярмарке проектов, где ученики IT-школы Tamos продемонстрировали проектное мышление и включенность, о которых рассказал Бауыржан Сериков.
Ну, а чтобы узнать больше про EdTech, тренды и школьное образование, смотрите полный ролик с подкастом! Там вы найдете ответы на следующие (и не только вопросы):
- О высшем образовании: нужен ли диплом, или как путь Цукерберга и Джобса стал успешным?
- Почему учиться 12 лет в школе — идеальная стратегия?
- Будут ли в будущем школы?
- Какие коррективы искусственный интеллект вносит в работу учителя?
- Что нужно для создания успешной школы?
- Как поменяется казахстанское образование?
- Как родителям правильно выбрать школу для своих детей?
- Какие есть тренды в образовании?