Данияр Муханов – программист и эксперт в сфере генеративного ИИ. Прежде он уже выступал с лекцией на TEDx @tedxastana и делился с нами своим взглядом на будущее людей в мире искусственного интеллекта. Данияр вернулся к нам в новом выпуске интервью, чтобы рассмотреть стык ИИ и казахского языка.
– Как вы видите развитие ИИ в Казахстане в 2024 году?
– Не предвижу большую разницу с 2023 годом, потому что у нас нет таких больших игроков, как OpenAI, Майкрософт, Гугл в сфере ИИ. У нас маленькие ресурсы в финансовом, кадровом плане, поэтому мы вряд ли сделаем собственную большую ИИ модель. И поэтому тут особого продвижения ждать не стоит. Просто можно сказать, что инструменты ИИ начнут сильнее входить в нашу повседневную жизнь, без масштабных изменений. Например, я надеюсь, что будет поддержка казахского языка в моделях ChatGPT. Также, будет больше точечных приложений, которые с помощью ИИ могут решить какую-то конкретную проблему. Но держаться эти приложения будут все равно на больших платформах, которые находятся в США и Европе.
– Что вы думаете о влиянии генеративного искусственного интеллекта на сферу искусства? Насколько гуманно его использование там?
– Если я, а не искусственный интеллект, начну вдохновляться Ван Гогом и рисовать в таком же стиле, то считается ли это воровством? Да, все понимают, что это стиль Ван Гога. Но не имею ли я права нарисовать такую же картинку сам? И должен ли я платить за право рисовать в таком стиле тому, кто имеет патент картин Ван Гога? ИИ работает так же. Он просто обучается на картинках определенного стиля и пытается его повторить. Насколько это считается воровством, вопрос открытый. Я за прогресс, но как на это смотрят художники? У них своя правда и свои аргументы. Были прецеденты, когда ИИ получал доступ к чему-то без разрешения:
- Например, беря картины художников и обучаясь на их основе.
- Такое также случалось, когда ИИ выдавал недоступные для общего пользования книги. Можно было даже спросить, что произойдет в еще неопубликованной книге, и генеративный искусственный интеллект раскррет спойлеры.
- Еще недавно вышел новый сезон сериала “Локи”. Разглядывая постер, зрители догадались, что при его создании использовали ИИ. Оказалось, что эту картинку дизайнер брал из Shutterstock, а там не должны были быть картинки, которые сгенерированы ИИ. Как он туда попал – непонятно. В фотобанке Shutterstock все фото платные и сделанные самими фотографами, то есть сгенерированных ИИ фото быть не должно. А раз постер частично был сделан именно им, это уже отбирает работу у дизайнеров.
– Как авторам, деятелям искусства, защитить свои права, в то время как ИИ использует их материалы и выдает за свои?
– Никак! Разве что, юридически. Нужно будет доказать, что ИИ брал именно картинки автора, их невозможно было сгенерировать по-другому, кроме как на основе моих картин. То есть это очень сложно будет доказать. Пока что нет инструментов для этого. Интересный случай произошел с Getty Images. На каждой их фотографии имеется водный знак, который обнаружили на картинке, сгенерированной ИИ. Так Getty Images доказали, что это изображение точно с их сайта. Не знаю, правда, чем эта история закончилась.
– Как вы считаете, что нужно сделать для обеспечения большей безопасности для людей в сфере ИИ?
– Есть три принципа робототехники Айзека Азимова:
- Типа робот не должен навредить человеку своими действиями или бездействием.
- Робот подчиняется человеку до тех пор, пока это не противоречит первому закону.
- Робот должен защищать свою жизнь, не нарушая первых двух законов.
Важным фактором является alignment. Это слово на русский переводят, как регулирование, но это не полностью передает суть. А она заключается в том, чтобы выбирать, какие ценности нужно прививать ИИ, чтобы тот в случае сильного развития не мешал людям и не мог их убить (случайно или специально).
В первой части интервью я рассказывал, что у Facebook появился свой искусственный интеллект, нацеленный на увеличение времени, которое пользователи проводят в соцсети. В этом ИИ не было ни морали, ни ценностей, ни alignment. Это и вызвало полярные мнения в обществе.
То же говорят и об искусственном интеллекте общего назначения (AGI). Ему нужен alignment, потому что если робот умеет думать, как человек, но не обладает человеческими ценностями, это опасно.
– Когда искусственный интеллект заговорит на казахском?
– Никто не знает, когда, но в этом направлении нужно очень много работы, как со стороны нашего Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, так и со стороны Microsoft (партнер OpenAI). Я вижу такие шаги:
- Было бы здорово, если бы Министерство обратилось к Microsoft с предложением создать новую версию на казахском языке. Можно было бы предоставить корпорации данные, книги и статьи для того, чтобы ChatGPT обучался грамотному казахскому языку. То есть, нужен диалог с OpenAI.
- В целом, в интернете мало информации на казахском, а значит, нам, людям, нужно создавать много контента на разные темы (мода, искусство, спорт, наука, технологии и др.), чтобы ИИ постоянно улучшал свое знание казахского языка.
Каждый должен почувствовать ответственность, чтобы ИИ быстрее заговорил на казахском языке.
– Думаете ли вы, что внедрение казахского языка в искусственный интеллект и другие современные технологии укрепит статус самого языка и поспособствует его развитию?
– Это однозначно. Язык должен быть во всех сферах, которые человека как-то касается, в том числе в новых технологиях. Это поможет укреплению статуса казахского языка.
– Считаете ли вы, что многие технологии проходят «мимо нас» или доходят с опозданием из-за «трудностей перевода», и, если да, как это исправить?
– Трудностей перевода для профессионалов никогда не было. Но именно в случае с ChatGPT мы отстаем от англоязычных стран. Нам надо просто подтягивать свое знание английского языка, ведь в любом случае он является необходимым в современном мире.
– Как вы можете определить свою задачу в мире IT и цифровых технологий?
– Я веду блог про IT на казахском языке, чтобы показать таким же школьникам, студентам, каким был я когда-то, что эта профессия может быть доступна казахоязычным людям. Сфера IT вообще доступна для всех. Но у нас многие думают, что она только для тех, кто владеет русским. Я хочу показать, что это не так.
– Как, вы считаете, можно внедрить цифровые технологии в повседневную жизнь обычного казахстанца так, чтобы к ним легко адаптировались даже наши пенсионеры, не привыкшие к цифровизации?
– У некоторых пенсионеров просто барьеры в голове, которые не позволяют даже проявить желание к изучению новых технологий. Думаю, невозможно сделать абсолютную цифровизацию, чтобы она была доступна для всех. Но можно постоянно к этому стремиться. Kaspi.kz, например, создал удобное приложение, которым пользуются люди всех возрастов.