CX/UX-исследователи трудятся на стыке аналитики, психологии и дизайна, и «переводят» запросы пользователей на язык продукта. Такая работа дает потребителю пользоваться сложной технологией легко и комфортно. Насколько ценится их труд? Каковы перспективы исследователей в Казахстане? В Kolesa Group собрали данные и ответили на эти вопросы.
Методология
Количественное исследование, сбор данных в сервисе-опроснике. Были получены ответы респондентов из профессиональных сообществ. Для точности данных использовали методы очистки и метрики центральной тенденции
Портрет казахстанского CX/UX-исследователя
Возраст и пол: Профессия молодая, большинство специалистов – женщины (70%) в возрасте 26–35 лет.
Опыт работы: Каждый второй специалист имеет стаж до двух лет, что указывает на динамичное развитие рынка.
Основные задачи:
- Качественные исследования (глубинные интервью, тестирование прототипов) – 50%
- Количественные исследования (онлайн-опросы, CATI) – 20%
География: 95% специалистов работают в Алматы, 5% – в Астане.
Карьера и заработная плата
Исследователи востребованы в финтехе и продуктовых IT-компаниях, в меньшей степени респонденты представлены в стартапах и агентствах.
Система грейдов в Казахстане только формируется, но заработная плата уже показывает интересные закономерности:
Грейд | Средняя, ₸ | Медиана, ₸ |
Junior | 377 400 | 350 000 |
Middle | 547 500 | 525 000 |
Senior | 837 143 | 1 000 000 |
Team-lead | 725 500 | 725 500 |
Доход в зависимости от отрасли:
- Финтех и банки – ₸681 000
- Телеком – ₸561 000
- IT-продуктовые компании – ₸517 143
Что ценят исследователи?
Помимо заработной платы, респонденты выделяют важные нематериальные факторы:
- Корпоративная культура – 15%
- Работа в сильной команде – 14%
- Удалённый формат – 12%
- Возможности обучения – 9%
Эти предпочтения подчеркивают особенности молодой и прогрессивной аудитории
.
Проблемы и вызовы профессии
- Отсутствие чёткой системы грейдов.
- Нагрузка: 64% специалистов работают над 3–4 проектами ежемесячно.
- Нерегулярное повышение заработной платы: 36% респондентов не получали повышение более года.
Перспективы
Спрос на CX/UX-исследователей растёт. Банк – основной работодатель у казахстанского CX/UX-исследователя сегодня. Однако исследование показало, что в стартапах и телекоммуникациях открываются возможности для специалистов.
Для начинающих специалистов: стоит обратить внимание на гид по профессии от Kolesa Group, где собраны рекомендации по обучению, навыкам и построению карьеры.
Выводы
CX/UX-исследователи – это голос пользователя в IT. Исследование показало активный рост профессии в трендовых сферах, а её молодые представители внушают амбициозность в интересах при выборе работодателя. Сейчас компаниям важно развивать системы грейдов и уделять больше внимания развитию сотрудников.