В недавно вышедшем 40-минутном ролике известного кинорежиссера Каны Бейсекеева много говорится о проблемах казахстанского IT-сектора, в частности, об отечественных проектах, которым не удается выйти на международный уровень. Жаль только, что в кадре не оказалось ни одного айтишника из того самого сообщества экспортеров цифровых продуктов, проблемам которых посвящен фильм.
Об этом и многом другом поведали влиятельные участники казахстанского рынка аутсорсинга, вынужденного развиваться в непростых для себя условиях.
Энтузиасты, всерьез мечтающие о том, чтобы вывести технологический потенциал Центральной Азии на международный уровень, откровенно говорят о текущих проблемах и способах их совместного решения.
Аутсорсинг в серой зоне
Один из визионеров рынка аутсорсинга и продуктологии, основатель компании Akhter Studios Адмет Акхтер начинает с общего обзора ситуации:
“Складывается впечатление, что на уровне рынка и государства нет полного понимания сути проблемы, стоящей перед высокотехнологичными секторами экономики. В частности, в сфере экспорта IT-услуг. Я об этом неоднократно говорил в своих выступлениях”.
А если еще начать выдавать гранты на выращивание целой армии программистов, то новые кадры попросту останутся не у дел, – продолжает Адмет. – Рынок свалится в изоляцию и перестанет быть интересным внешним игрокам. Что, собственно, сейчас и происходит.
Опираясь на опыт создания IT-компании, которая уже начинает выходить на зарубежных заказчиков, собеседник указывает на единственно верную стратегию поддержки местных производителей — развитие экспорта IT-услуг, то есть аутсорсинга.
По мнению Адмета, у молодых айтишников после обучения в вузе выбор путей развития весьма ограничен: либо попытаться устроиться в местные компании (при небольшом количестве вакансий), либо идти в стартапы, где вероятность провала и стагнации обратно пропорциональна уровню экспертности команды.
В итоге получается замкнутый круг: стартапам как воздух нужны сильные айтишники, а новым кадрам в свою очередь не хватает стартапов, где они могли бы набраться опыта.
“Наши соседи по постсоветскому пространству давно осознали — собственным рынком сыт не будешь. И в свое время активно принялись изучать зарубежные методологии работы, чтобы сфокусироваться на экспорте. Достаточно заглянуть на международные биржи IT-исполнителей типа Upwork — украинцы и белорусы там вполне конкурируют с индийскими разработчиками”, – добавляет эксперт к сказанному выше.
Правда, Адмет отмечает и позитивные сдвиги в отрасли: в Казахстане появились профи с серьезным опытом работы в международных командах. Они возвращаются в страну и запускают собственные компании и стартапы, нацеленные на внешние рынки.
В итоге, именно аутсорсинг стимулирует развитие профессионалов. Они не толкутся на тесном местном пятачке, а привлекают клиентов из той же Западной Европы и США. А это, по сути, бесконечный поток денег, который конвертируется: а) в налоги, б) в зарплаты и повышение квалификации местных программистов.
Но главное препятствие на пути IT-экспорта, с точки зрения Адмета, это пробелы на государственном уровне при налаживании четкой и работающей схемы взаимоотношений с зарубежными работодателями.
Любая попытка отечественных компаний конкурировать на внешних рынках сталкивается с массой проблем: от трудностей в приеме платежей из-за рубежа до закостенелых норм документооборота, не позволяющих работать синхронно с иностранными партнерами.
Стартапы должны создавать технари
Соглашается с Адметом и его коллега по цеху, эксперт по экспорту IT-услуг Азат Есенов, управляющий партнер Maxinum Consulting Group.
В качестве доказательства он приводит результаты исследования организации Startup Genome, посвященного стартапам в стенах технопарка Astana Hub. Вопреки ожиданиям, чаще всего открывают стартапы не профессиональные айтишники или технологи, а бизнесмены. И это косвенно свидетельствует о том, что в стране царит дефицит инженерных кадров.
Вдобавок к сказанному, Азат вспоминает биографии директоров самых успешных IT-компаний в Беларуси. Большинство из них когда-то были в первую очередь айтишниками, а потом уже предпринимателями. Основатели известной во всем мире EPAM Systems — это программисты из Минска. Как, впрочем, и президент культового гейм-разработчика Wargaming (его компания Game Stream первоначально занималась офшорным программированием), и создатели минской Masquerade Technologies, купленной впоследствии Facebook.
“В нашем регионе должно быть гораздо больше основателей стартапов именно с техническим бэкграундом, а не просто бизнесмены. Кому, как не “технарям”, знать все нюансы командообразования в сфере IT? Именно так аутсорсинг взращивает профессионалов”, — убежден Азат в своем видении будущего отечественных инноваций.
Надо использовать окно возможностей
Не особо верит в успех государственной политики и Максим Толмачев, основатель IT-компании Re:point Software.
“Все попытки чиновников повысить объем IT-экспорта или нарастить количество казахстанских разработчиков до каких-либо показателей типа “100 тысяч человек” – это довольно шаткие планы. И кроме шумихи, результата принесут мало. Параллельно с увеличением числа разработчиков нужно активно наращивать экспертизу продаж и клиентского сервиса, иначе мы так и останемся зациклены на локальном рынке”, – так считает эксперт, посвятивший десять лет работе на внешних рынках.
Максим рекомендует людям, отвечающим за развитие высокотехнологичного экспорта, вместо пространных планов сделать ряд элементарных, действенных шагов навстречу предпринимателям. Например, обеспечить экспортеров нормально работающей схемой оплаты услуг по контрактам, хотя бы на базе корпоративных аккаунтов PayPal с привязкой к локальным банкам, о чем столько было разговоров несколько лет назад.
Хорошо бы гибче реагировать и на недавние политические сдвиги в СНГ, открывающие целый ряд уникальных возможностей. Известные события, которые начались в феврале, привели к тому, что IT-разработчики из России и Беларуси оказались отрезаны от зарубежных проектов.
Крупнейшая фриланс-биржа Upwork с 1 мая прекратила обслуживать программистов из России и Беларуси, лишив их по сути одного из важных каналов поиска западных клиентов. На этом фоне казахстанские компании могли бы активней выходить на биржу Upwork и привлекать высвобождающиеся трудовые ресурсы, наращивая собственную экспертность. Делать это можно через тех, кто уже имеет тонны опыта работы на таких биржах, как Upwork.
Но для этого государевым людям нужно оперативно, не мешкая, проработать все мероприятия по привлечению иностранной рабочей силы (релокейт или субсидирование для найма консалтеров-практиков, как это организовано в ЕБРР). Да, открытие Экспат Центра на базе МФЦА – это отличная инициатива, но этого недостаточно.
И таких примеров можно привести с десяток, и не только в сфере программирования.
Как государство может помочь сообществу аутсорсеров
В качестве резюме хотелось бы перечислить рекомендации экспертов в адрес государственных органов, принимающих ключевые решения в поддержку казахстанского IT-сектора:
- Казахстанские экспортеры IT-услуг нуждаются в единой платёжной системе (возможно, на базе PayPal), которая позволила бы свободно, без создания сложных схем, принимать платежи от зарубежных заказчиков и работодателей. По этому поводу стоит изучить уже работающие модели с экспортом ресурсов.
- Необходимо пересмотреть отечественные стандарты делопроизводства для более гибкого взаимодействия с зарубежными (преимущественно западными) компаниями. В частности, упростить характер движения документов, избавив от наследия постсоветских традиций документооборота (волокита и временные затраты на оформление всевозможных актов, счетов-фактуры и т.д.).
- Активно привлекать экспертов из сферы IT-аутсорсинга к разработке программ поддержки технологических и инновационных секторов экономики, что подразумевает установление прямого диалога между МЦРИАП (министерство цифрового развития связи и и аэрокосмической промышленности) и сообществом IT-аутсорсеров.
Последний пункт, видимо, требует пояснений. Опрошенные эксперты полагают, что если бы между МЦРИАП и разработчиками цифровых продуктов существовал полноценный дискурс, то удалось бы избежать многих спорных решений государства в такой важнейшей сфере как развитие инновационных и инженерных профессий в Казахстане.
Например, в настоящее время наблюдается излишний акцент на популяризации стартаперской деятельности, основанной на бизнес-идеях, в ущерб IT-аутсорсингу, который нуждается в помощи для завоевания внешних рынков.
Опять же взглянем на историю развития IT в Беларуси или Украине. Ведь там всё было наоборот – именно развитие аутсорсинга стало основой для экспансии продуктовых команд и стартапов на глобальный рынок.
Еще одно доказательство отсутствия обратной связи с экспертным сообществом – это планы по массовому обучению молодежи программированию, без учета реальной структуры кадрового наполнения IT-отрасли.
Ведь производство цифровых приложений и сервисов — это не только программисты! Нужно всячески поддерживать людей в их стремлении развивать полноценную бизнес-среду, состоящую из множества специализаций: менеджеры продаж, client service менеджеры, customer success менеджеры, customer support менеджеры, продуктологи, аккаунт-менеджеры, проектные менеджеры, тестировщики, аналитики…
Одним словом, если государство желает помочь участникам рынка, то лучший способ это сделать – не только начать говорить с ними напрямую, но и оперативно внедрять оговоренное в практику. Как это и делается в сфере разработки – альфа/бета-тест, отладка, запуск и контроль обновлений.