Самый большой страх начинающего стартапера – обнаружить, что твою идею украли и уже реализовали. И это вполне реальный сценарий. История и судебная практика знают десятки тысяч случаев плагиата и похищения перспективных бизнес-идей. Даже мировые техно-гиганты не брезгуют «копированием» чужих изобретений и разработок. Впрочем, защитить свои интеллектуальные права вполне реально. Для этого нужно их вовремя зарегистрировать и защитить от плагиата.
Важно понимать, что законами РК не предусмотрена защита самой идеи. Однако стартаперы могут предпринять определенные шаги, которые в будущем значительно уменьшат вероятность использования их наработок другими людьми или компаниями. Данными шагами могут быть: охрана авторского права, патентование, регистрация товарного знака, а также защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации. Для начала нужно определиться какой способ защиты нужен в том или ином случае.
Авторское право
Зачастую продуктом творческого замысла стартаперов являются программные продукты, которые в РК регистрируется в качестве объектов авторского права.
Более того, авторские права защищают оригинальные авторские произведения. Примерами этого являются литературные произведения, музыка, звукозаписи, драматические произведения, пантомимы и кинематографическая хореография, скульптурные произведения, живописные и графические, архитектурные произведения, веб-контент и многие другие. Для регистрации авторского права, произведение должно быть представлено в виде материального средства на листе бумаги, готовой звукозаписи, чертежа и т.п.
Любое физическое лицо автоматически владеет авторскими правами на работу, созданную им. Это является личным неимущественным правом автора на свое произведение. Благодаря этому владелец обладает исключительными правами и решает, как его работа может быть изменена, выполнена, лицензирована, отображена или скопирована другими лицами.
Право собственности на техническое решение
Право собственности на техническое решение охраняется патентом на изобретение, полезную модель и промышленный образец. Оно дает владельцу право запрещать другим лицам производить, использовать, импортировать или продавать собственность без его разрешения. Данный процесс также позволяет патентообладателю предоставлять лицензии третьим лицам на использование его изобретения, получая роялти (периодические выплаты владельцу за использование продукта или услуги).
Патент на изобретение действует в течение 20 лет с даты подачи заявки, на полезную модель – в течение 5 лет, на промышленный образец – в течение 15 лет.
Право собственности на товарный знак
Если говорить о товарных знаках, то этот вид защиты определяется знаком, отличающим товары и/или услуги одного трейдера от другого. Они могут принимать различные формы, такие как слова, слоганы, логотипы, формы, цвета, звуки, символы, различные названия продуктов или знаки либо даже сочетание этих элементов.
Товарные знаки регистрируются для конкретных продуктов или услуг определенного класса. Возможно, что другие компании или предприниматели зарегистрируют свои марки, которые являются идентичными или похожими, при условии, что они принадлежат к разным классам уже зарегистрированных брендов.
Для того, чтобы владелец мог подать заявку на этот тип защиты, он должен иметь четкое представление о знаке, а также указать класс продукции. Этот знак не должен быть описательным, включать распространенные фамилии, географические названия или названия зарегистрированных компаний.
Срок действия товарного знака составляет 10 лет, и владелец может продлевать его каждые 10 лет на неопределенный срок.
Коммерческая тайна
Коммерческая тайна – это то, что компании хранят в секрете, чтобы обеспечить преимущество перед своими конкурентами. Этот вид защиты может включать, но не ограничивается следующим: формула, процесс, устройство, деловая информация, список клиентов или поставщиков, финансовые данные, компьютерные алгоритмы, программы, методы.
В отличие от других видов интеллектуальной собственности, защита коммерческой тайны не регистрируется. Ее продолжительность зависит от мер, принимаемых компаниями для контроля за распространением и использованием информации. Таким образом, компании используют соглашения о конфиденциальности, ограниченный доступ к конфиденциальной информации, ограничительные соглашения по окончании работы, регулярные встречи с сотрудниками, чтобы информировать их о том, что нельзя передавать за пределы компании, и другие методы обеспечения безопасности для сохранения важной информации внутри компании.
Выводы
Существует множество правил и положений, касающихся интеллектуальной собственности, которые могут помочь защитить идею стартапа. К сожалению, в нынешнее время очень часто можно встретиться с проблемой кражи идей или плагиата целой работы. Например, в ежегодном отчете Global Software Survey эксперты BSA заявляют, что в Казахстане использование пиратского ПО составляет 74%. Как указывают эксперты, данное нарушение приносит ущерб правообладателям на $62 млн.
Если все будет сделано в соответствии с законодательством РК, каждый сможет надежно защитить интеллектуальную собственность своего стартапа на территории страны, избежать ущерба и начать строить бизнес-империю стоимостью в миллиард долларов.
Есен Жансая, юридическая фирма "Schmitt & Orlov Intellectual Property".