Утечка мозгов, конкурентоспособность казахстанских IT-специалистов и ребрендинг red_mad_robot Central Asia в tekmates стали ключевыми темами на встрече Digital Media Club в Алматы. А главным вопросом мероприятия стало то, готовы ли наши специалисты к выходу на экспорт? Забегая вперед, начнем с небольшого спойлера: да, готовы.
Но для начала ответим, куда же пропали red_mad_robot Central Asia, и почему их нигде не видно. За короткий срок бизнес вырос до 93 сотрудников и звания самой быстрорастущей IT-компании в Центральной Азии. А потом... исчез из медиа и вернулся с ребрендингом. Кстати, Агиис Конкабаевой мы не так давно посвящали выпуск "IT-героиня нашего времени". С ним вы можете ознакомиться по ссылке. Теперь компания Агиис называется tekmates, что отсылает нас к технологиям и цифровому партнерству. У таких изменений есть несколько предпосылок:
- за 2 года работы удалось обеспечивать стопроцентное выполнение проектов по Центральной Азии без участия российских коллег;
- компания не хотела расти только в Казахстане и ЦА, а решила сконцентрироваться на разных регионах.
Так что, tekmates не только продолжит расти в Центральной Азии, но и будет сфокусирована на экспорте услуг на западный рынок.
В итоге у нас произошли изменения в структуре акционеров. И на сегодня tekmates – это уже на 100% казахстанская компания, все акционеры – казахстанские
уточнил Дамир Какиев, сооснователь tekmates
Мы помогаем нашим партнерам воплощать их бизнес-миссии за счет эффективных цифровых решений. Компания продолжит делать ставку на исключительное качество работы, максимальную скорость и эффективность для бизнеса клиентов.
добавила Агиис Конкабаева, сооснователь и CEO tekmates
Теперь, когда мы узнали об экспортных амбициях tekmates, давайте рассмотрим перспективы такого роста для казахстанских компаний.
Казахстанские компании VS экспорт: миф или возможность?
Экспорт позволяет компании масштабироваться быстрее. Если мы строим бизнес для получения выручки и прибыли, то можно оставаться в импорте. Если хотим расти и строить большой технологический бизнес – компанию-единорога с оценкой более $1 млрд, то нужно выходить на международный рынок. Для этого емкости внутреннего рынка не достаточно
сообщил Дамир
Агиис дополнила слова партнера, сообщив, что кадрам нужно давать возможность работать в международных проектах. Безусловно, это будет становиться конкурентным преимуществом подобных компаний, так как в одном месте человек может работать над одним проектом целых 2-3 года. Тогда как в другом можно начать сотрудничать с международным рынком тоже.
Один из приглашенных спикеров, Константин Куница, СEO компании HR Messenger, тоже считает, что наши специалисты готовы к выходу на экспорт. Он заметил, что раньше наблюдалась сильная утечка мозгов, а сейчас многие специалисты возвращаются, чтобы работать в Казахстане.
У нас достаточно высокий уровень локальных разработчиков. Все продукты и сервисы, создающиеся на международном рынке, могут создаваться и здесь. Есть тренд возвращения, и казахстанские разработчики готовы участвовать в международных проектах. Мы ставим цель стать лидером на рынке экспорта ИТ-услуг
добавила Агиис Конкабаева
Тут появляется небольшой челлендж: заинтересовать и привлечь сильных специалистов. Некоторые из присутствующих даже выразили сомнение в том, что это возможно: разве наши эксперты готовы? "Ведь наблюдается дефицит на рынке труда!"
Привлечь и оставить. Секреты командообразования
Одна из выступающих, Тахмина Кодири, HR-специалист и директор по управлению персоналом Beeline Казахстан, ответила: "Дефицит на рынке труда будет всегда". Она также поделилась важным лайфхаком: проводить обучение для действующих сотрудников:
Проходя через Beeline Academy даже те сотрудники, которые не в IT, овладевают диджитал-навыками. Очень важно перед тем как заявлять, что ты диджитал вовне, стать таковым внутри
А Дамир Какиев рассказал о преимуществах казахстанских IT-компаний на международном рынке:
Если говорить конкретно о tekmates, то наша самая сильная сторона в разработке бизнес-стратегии и ее успешной имплементации для клиентов. На рынке есть компании, которые продают часы IT-специалистов. Но иногда годы, потраченные на разработку, оказываются не нужны – я сам видел такое не раз. Потому что продукт, бизнес-модель устарели, уже не попадают в рынок. И есть консультанты, которые пишут большие стратегии, но многие из них кладутся заказчиками на полку, остаются нереализованными. Мы же делаем и стратегию для наших партнеров, и помогаем ее реализовать в максимально сжатые сроки. Как в нашем примере с Home Credit Bank, когда всего за полгода в партнерстве с банком был запущен, по сути, новый бизнес в сегменте МСБ. Кейс, считаем, уникальный по мировым меркам
Кейс с Home Credit Bank является действительно интересным. Наша редакция сделала полный обзор приложения и рассмотрела то, как оно может быть полезно МСБ.
Еще один важный вопрос – что мотивирует сегодня IT-талантов оставаться в компании? Очевидно, это достойная зарплата, а также возможности для ключевых сотрудников участвовать в опционных программах, стать акционерами бизнеса. Однако важны не только деньги, но и смыслы. Если ты не веришь, в то, что делаешь, если твои идеи не реализуются и ты просто ходишь на работу с 8 до 17 и ждешь, когда закончится рабочий день, – то явно чем-то не тем занимаешься. Поэтому очень важно собирать в компании людей, которым важно и интересно, то что вы делаете. Например, у нас внутри есть миссия – спасти HR-Вселенную от рутины. И мы еще при найме людей в компанию спрашиваем: вы готовы спасать HR-ов от рутины? Когда видим непонимание или сопротивление, то даже кандидата с супер-компетенциями не будем брать на работу. Мне кажется, для IT-сферы очень важна консистентность – не только в технологиях, но и в смыслах
добавил Константин Куница