Почему Казахстан?
Согласно апрельским данным, опубликованным Кембриджским Центром альтернативных финансов, в среднем ежемесячная доля хешрейта в Казахстане составляет 8,19% – этот показатель демонстрирует шестикратный рост в сравнении с данными 2019 года за аналогичный период.
Увеличение доли Казахстана связано с официальным требованием китайских властей прекратить в своей стране любую деятельность, связанную с криптовалютами. В июле Государственная энергетическая корпорация Китая запретила использование электричества для майнинга повсеместно. Таким образом, борьба с майнингом криптовалюты в КНДР вынудила китайских майнеров искать более благоприятную среду.
Шанхайская майнинговая компания The9 совместно с казахстанским партнером KazDigital уже строит в Казахстане дата-центр мощностью 100 МВт. Строительство завершится в первом квартале 2022 года, и первая его фаза уже завершена. Ранее стало известно, что BIT Mining, лидирующая компания по добыче криптовалют, отправляет в Казахстан несколько партий майнингового оборудования. Кроме того, один из ведущих производителей компьютерного оборудования Canaan также запустил работу в Казахстане, открыв первое в стране предприятие по добыче биткоина.
Причинами, которыми руководствуются иностранные майнеры, отдавая предпочтение Казахстану, является относительно дешевая стоимость электроэнергии и снисходительное отношение казахстанского законодательства к деятельности.
Кому нужна криптовалюта в Казахстане?
Жесткие меры, принятые правительством Китая в отношении майнинга и торговли криптовалюты способствовали развитию отрасли в Казахстане. Однако перспективы криптовалюты в стране, на территории которой все операции проводятся в тенге, неясны.
– О серьезном взаимодействии Казахстана и Китая в плане релокации майнинговых площадей в Казахстан еще рано говорить. Что-то перевезли, ну, там такой объем – 300 машин. Если так посудить, то в РК находится около 200-250 тысяч машинок сейчас. Это вообще мизер, – объясняет президент ОЮЛ «Ассоциация блокчейн и индустрии дата-центров в Казахстане» Алан Дорджиев.
В Казахстане невозможно использовать криптовалюту как официальный финансовый инструмент. Тем не менее открытие банковского счета для криптовалюты является возможным, что позволяет переводить и покупать криптовалюту на бирже либо через посредников. Для того чтобы купить криптовалюту в Казахстане, достаточно завести счет на юридическое лицо в банке, зарегистрированном в Международном финансовом центре «Астана».
Кроме того, майнить на территории страны не запрещается, а с января 2022 года вводится налог на цифровой майнинг. Согласно закону о налогообложении, за 1 кВт/ч потребляемой при майнинге электроэнергии, будет взиматься плата в размере 1 тенге.
По словам Дорджиева, сейчас ведется обсуждение о введении налога с каждой транзакции с криптовалютой, который составит 0,05%. Дорджиев считает, что обложение транзакций налогом позволит увеличить поступления в государственный бюджет.
Сделки, по которым ведутся расчеты криптовалютой, как утверждает директор сектора финансовых технологий и инноваций Ассоциации финансистов Казахстана Константин Пак, могут проводиться неофициальными коммерческими организациями. Такие платежи могут относиться к частным теневым сделкам.
Говоря о перспективах индустрии в Казахстане, эксперты не находят будущее криптовалюты многообещающим. Это объясняется не только смутным представлением народа о подобных активах, но и рисками, связанными с надежностью валюты. Более того, майнинг криптовалют сталкивается с критикой со стороны экологического сообщества. А учитывая, что около 70% производства электроэнергии в Казахстане приходится на уголь, и лишь 1,4% – на возобновляемые источники энергии, трудно спрогнозировать, насколько оправданными окажутся усилия по развитию майнинга. Общемировое стремление к снижению углеродного следа и перехода к «зеленой» экономике станет отрицательным фактором для многих казахстанских компаний-экспортеров. Так, по прогнозам экспертов, запланированное Евросоюзом введение углеродного налога на импорт значительно увеличит расходы казахстанских компаний.